Техника безопасности при ремонте двигателя

Правила безопасности при работе с топливной системой

Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют три основных типа топливной системы –карбюраторная, инжекторная, дизельная, есть правила, которые применимы к любой из них

Общие правила безопасности

  • Разгерметизацию (вскрытие) любого элемента топливной системы проводите только при отключенном аккумуляторе.
  • Работая с топливной системой, держите под рукой огнетушитель и аптечку.
  • Работая с топливной системой, убедитесь, что в радиусе 30 – 40 метров есть люди, которые смогут вам помочь в случае возникновения нештатной ситуации.
  • Не курите и не употребляйте алкоголь во время любых работ с топливной системой автомобиля.
  • Прежде, чем вмешиваться в работу топливной системы, внимательно изучите принцип ее работы. Не пытайтесь вмешиваться в работу топливной системы, если не знаете, что делать и к чему это приведет.
  • Не допускайте разлива топлива. Если разлив топлива неизбежен, подставляйте емкость, чтобы собрать его. Даже если пролилось всего несколько капель горючего, сразу же уберите его чистой тряпкой.
  • Любые работы связанные с разгерметизацией инжекторной топливной системы (замена топливного фильтра, чистка инжектора и т.д.) проводите лишь после того, как давление в топливной рампе упадет до безопасных значений. Чтобы сбросить давление, заведите двигатель и отключите питание топливного насоса. После того как заглохнет мотор, отсоедините аккумулятор и приступайте к работе.
  • Перед началом разгерметизации любой дизельной топливной системы после ТНВД, сбросьте давление в топливной рампе. Если на вашем автомобиле установлен клапан сброса давления, воспользуйтесь им. Если же нет, выждите 3 часа после остановки двигателя. За это время давление топлива снизится до безопасного значения.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Большое количество операций ремонта и обслуживания связано с работами под автомобилем. Работники автосервисов в этом случае пользуются электрическими подъемниками, а обычным водителям и автолюбителям приходится довольствоваться ямой в гараже или 1 – 2 домкратами. Такие работы, как смазывание или замена карданного вала, замена топливной или тормозной магистрали, нередко приходится выполнять не только на яме, и используя домкраты. Статья (как самостоятельно построить и оборудовать смотровую яму в гараже) поможет вам оборудовать безопасное место для работ под автомобилем.

Правила безопасности при работе на яме

  • Перед заездом на смотровую яму убедитесь, что ее ширина соответствует вашему автомобилю. Ширина ямы не должна превышать минимальное расстояние между внутренней стороной колес. Желательно, чтобы яма была на 5 – 10 см уже.
  • Во время заезда на яму пользуйтесь услугами помощника, который скорректирует направление колес. Если помощника нет, установите за смотровой ямой два зеркала таким образом, чтобы могли видеть расположение задних колес относительно ямы.
  • Если заезжаете на закрытую щитом или досками яму, то сначала установите автомобиль на место проведения ремонта или обслуживания и только после этого снимите щит или доски.
  • Закатив автомобиль на яму, заглушите двигатель, включите нейтральную передачу и подложите под колеса противооткатные упоры.
  • Прежде чем спускаться в яму, убедитесь, что неподалеку есть люди, которые смогут помочь вам при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Рядом с ямой всегда должны быть наготове укомплектованная аптечка и огнетушитель.
  • На полу ямы должна быть деревянная решетка. Она не позволит поскользнуться на разлитом масле.
  • Для поддержки и снятия агрегатов используйте различные технические приспособления, не надейтесь на силу и крепость своих рук.
  • При работе в яме не употребляйте спиртное.
  • Будьте внимательны.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Вес даже небольших современных автомобилей превышает 1000 килограмм, поэтому падение такой массы на любую часть тела человека приведет к тяжелым травмам. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, почему автомобиль падает с домкрата и как этого избежать. Ведь домкрат, в отличие от смотровой ямы или подъемника используют в различных условиях, поэтому невозможно составить четкий список универсальных правил.

  • На домкрат одновременно воздействует несколько разнонаправленных факторов. Наиболее влиятельный фактор – сила тяжести. Если домкрат установлен на мягком грунте, то вес автомобиля будет вдавливать его в землю. Поэтому расстояние от поверхности земли до днища автомобиля будет сокращаться. Чтобы предотвратить это, необходимо подложить под домкрат кусок доски или фанеры толщиной не меньше 40 мм. Это позволит распределить вес по большей площади и снизить удельное давление.
  • Когда одна из сторон приподнимается выше остальных, появляется боковое усилие, которое воздействует на домкрат. А учитывая небольшую ширину основания домкрата, это усилие может привести к его опрокидыванию. Поэтому необходимо располагать домкрат таким образом, чтобы это усилие шло вдоль основания, а не поперек.
  • Еще один фактор, нередко приводящий к опрокидыванию домкрата – наклон земли, на которой стоит автомобиль. На наклоненный автомобиль под действием силы тяжести воздействуют два и более вектора: вертикальный (прижимающий автомобиль к земле), горизонтальный поперечный (стремящийся сдвинуть автомобиль вбок) и горизонтальный продольный (двигающий автомобиль вперед или назад). Использование домкрата ослабит вертикальный вектор воздействия, но может усилить горизонтальные. Поэтому не пользуйтесь домкратом, если угол наклона земли под автомобилем превышает 15 градусов.
  • Чтобы безопасно поднять одну или две стороны автомобиля, необходимы один или два домкрата и регулируемые подставки. Ширина основания подставки заметно больше чем у домкрата, поэтому и опрокинуть ее гораздо сложней. Используйте подставки для любых работ, при которых необходимо поднимать одну или несколько сторон автомобиля, это позволит избежать опрокидывания домкрата, повреждения машины и сохранит вас от травмирования.

Регулируемая подставка под автомобиль

  • Чтобы поднять автомобиль, подложите под колеса противоположной оси противооткатные башмаки. Желательно подкладывать их с двух сторон каждого колеса, поэтому потребуется 4 штуки. Если вы поднимаете переднюю часть автомобиля, установите домкрат под нижний рычаг передней подвески, в месте крепления амортизатора и шаровой опоры. Поднимите автомобиль на 2 – 5 см больше, чем необходимо. Найдите на днище автомобиля, под передней дверью, усилитель кузова (место для установки домкрата) и подставьте туда заранее отрегулированную подставку. Опустите машину на подставку. Сильно покачайте ее (усилие 20 – 30 килограмм) во все стороны. Если удалось сдвинуть хотя бы на 2 см, переставьте подставку или подложите под нее доску или фанеру толщиной не менее 40 мм, после чего повторите проверку. Если необходимо поднять заднюю часть автомобиля, домкрат подставляйте под место крепления пружины, рессор и амортизатора. Подставку устанавливайте под усилитель кузова, расположенный на днище автомобиля в районе задней двери.
  • Не употребляйте спиртное во время любых работ, связанных с подъемом автомобиля с помощью домкрата.
  • Убедитесь, что неподалеку есть люди, которые смогу вам помочь, если что-то во время ремонта пойдет не так. Большинство случаев гибели в таких ситуациях связано с тем, что некому было поднять упавший с домкрата автомобиль и вовремя вызывать скорую помощь. Если вокруг нет людей, которые смогу вам помочь, не рискуйте здоровьем и жизнью, вызывайте эвакуатор и транспортируйте машину к нормально оборудованному месту ремонта.

Техника безопасности при ремонте автомобилей и двигателей

Помещение, где проводятся ремонтные работы, должно хорошо проветриваться, дверь — легко открываться как изнутри, так и снаружи.

Проход к двери всегда держите свободным.

При работе двигателя (особенно на режимах прогрева) выделяется оксид углерода (СО) -ядовитый газ без цвета и запаха. Отравиться оксидом углерода (угарным газом) можно даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте отвод отработавших газов за пределы гаража. При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга (при этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны!).

В системе питания впрыскового двигателя топливо находится под давлением до 3 кгс/см даже при неработающем двигателе. Поэтому при ремонте будьте осторожны: струя бензина может попасть на горячий выпускной коллектор и вызвать пожар. Не включайте (и не выключайте) электроприборы автомобиля, если поблизости пролился бензин — проскочившая искра (даже при снятии «минусовой» клеммы с аккумулятора) может вызвать взрыв.

Во время сварочных работ держите под рукой огнетушитель (лучше углекислотный). Перед этим отключите все электронные блоки управления и аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля, а «массовый» контакт сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки. Проследите за тем, чтобы ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения — они могут быть повреждены.

При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте клемму «минус» аккумуляторной батареи.

Не касайтесь высоковольтных проводов на работающем двигателе или при его запуске. При проверке системы зажигания «на искру» закрепите высоковольтный провод вблизи «массы» изолентой, прищепкой, но не держите его руками. Если требуется отключить один из цилиндров на работающем двигателе, замкните отверткой или отрезком подходящего провода высоковольтный вывод на «массу». При этом шунтирующий провод сначала надежно закрепите на «массе», а затем уже подносите к наконечнику высоковольтного провода (лучше не касаться его руками).

Если вы предпочитаете для отключения цилиндров отсоединять высоковольтные провода (а это может привести к прогару изоляции катушки зажигания, бегунка и крышки распределителя), то лучше отсоединить их не от свечей, а от распределителя зажигания — так намного меньше вероятность получить ударто ком.

Во время «силовых» операций надевайте на руки перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз при точильных, сварочных и окрасочных работах надевайте очки (лучше специальные, с боковыми щитками).

По возможности пользуйтесь ромбическими или гидравлическими домкратами вместо штатных — они более устойчивы и надежны. Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной рукояткой и т.п.

При вывешивании автомобиля (на домкрате или подъемнике) никогда не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны. Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах — используйте исправные подставки промышленного изготовления «треноги» и надежные упоры под колеса.

Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, садиться в него, снимать или устанавливать двигатель, если под автомобилем находятся люди. При ремонте автомобиля со снятым двигателем или мостом учитывайте, что развесовка по осям изменилась. При вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте надежные упоры.

Масла, особенно отработанные, при регулярном контакте с ними способствуют возникновению кожных заболеваний, в т.ч. онкологических. При попадании масла на руки, вытрите их ветошью, а затем протрите специальным препаратом для чистки рук (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом или средством для мытья посуды. Нельзя мыть руки горячей водой, т.к. при этом вредные вещества легко проникают через кожу. При попадании на руки бензина, керосина или дизельного топлива, вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом.

В охлаждающей жидкости (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и (в меньшей степени) при контакте с кожей. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а при тяжелом отравлении, приняв солевое слабительное, обратиться к врачу. При попадании на руки -смыть большим количеством воды с мылом. То же относится и к тормозной жидкости.

Электролит при попадании на кожу вызывает ее покраснение, жжение. Если электролит попал на руки или в глаза, смойте его большим количеством холодной воды (нельзя мыть с мылом!), затем руки следует вымыть раствором питьевой соды или нашатырного спирта.

Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна — берегите одежду. При работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) обязательно надевайте очки и защитную одежду , в т.ч. резиновые перчатки.

Не открывайте пробки системы охлаждения на горячем двигателе.

Бензин, дизельное топливо, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры; масла -отработавшие минеральные и органические присадки, сажу, смолы, продукты износа. Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для живых организмов соединения, долго сохраняющиеся в почве. Оставляйте отработавшие материалы в пунктах утилизации.

производственный автомобильный подшипник цилиндр

Охрана труда при выполнении работ на электродвигателях

27.1. Если работа на электродвигателе или приводимом им в движение механизме связана с прикосновением к токоведущим и вращающимся частям, электродвигатель должен быть отключен с выполнением предусмотренных Правилами технических мероприятий, предотвращающих его ошибочное включение. При этом у двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора.

Работу, не связанную с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, разрешается производить на работающем электродвигателе.

Запрещается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.

27.2. При работе на электродвигателе правомерна установка заземления на любом участке кабельной линии, соединяющей электродвигатель с секцией РУ, щитом, сборкой.

Если работы на электродвигателе рассчитаны на длительный срок, не выполняются или прерваны на несколько дней, то отсоединенная от него КЛ должна быть заземлена также со стороны электродвигателя.

В тех случаях, когда сечение жил кабеля не позволяет применять переносные заземления, у электродвигателей напряжением до 1000 В разрешается заземлять КЛ медным проводником сечением не менее сечения жилы кабеля либо соединять между собой жилы кабеля и изолировать их. Такое заземление или соединение жил кабеля должно учитываться в оперативной документации наравне с переносным заземлением.

27.3. Перед допуском к работам на электродвигателях, способных к вращению за счет соединенных с ними механизмов (дымососы, вентиляторы, насосы), штурвалы запорной арматуры (задвижек, вентилей, шиберов) должны быть заперты на замок. Кроме того, должны быть приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей или расцеплению соединительных муфт.

Необходимые операции с запорной арматурой должны быть согласованы с начальником смены технологического цеха, участка с записью в оперативном журнале.

27.4. Со схем ручного дистанционного и автоматического управления электроприводами запорной арматуры, направляющих аппаратов должно быть снято напряжение.

На штурвалах задвижек, шиберов, вентилей должны быть вывешены плакаты «Не открывать! Работают люди», а на ключах, кнопках управления электроприводами запорной арматуры — «Не включать! Работают люди».

27.5. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с двигателем, на котором предстоит выполнить работу, должен быть вывешен плакат «Стой! Напряжение» независимо от того, находятся они в работе или остановлены.

27.6. Работы по одному наряду на электродвигателях одного напряжения, выведенных в ремонт агрегатов, технологических линий, установок могут проводиться на условиях, предусмотренных пунктом 6.9 Правил. Допуск на все заранее подготовленные рабочие места разрешается выполнять одновременно, оформление перевода с одного рабочего места на другое не требуется. При этом запрещается опробование или включение в работу любого из перечисленных в наряде электродвигателей до полного окончания работы на других электродвигателях.

27.7. Порядок включения электродвигателя для опробования должен быть следующим:

производитель работ удаляет бригаду с места работы, оформляет окончание работы и сдает наряд оперативному персоналу;

оперативный персонал снимает установленные заземления, плакаты, выполняет сборку схемы.

После опробования при необходимости продолжения работы на электродвигателе оперативный персонал вновь подготавливает рабочее место и бригада по наряду повторно допускается к работе на электродвигателе.

27.8. Работу на вращающемся электродвигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями разрешается проводить по распоряжению.

27.9. Обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе разрешается выполнять по распоряжению обученному для этой цели работнику, имеющему группу III, при соблюдении следующих мер предосторожности:

работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;

пользоваться диэлектрическими галошами, коврами;

не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора разрешается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала.

27.10. В инструкциях по охране труда соответствующих организаций должны быть детально изложены требования к подготовке рабочего места и организации безопасного проведения работ на электродвигателях, учитывающие виды используемых электрических машин, особенности пускорегулирующих устройств, специфику механизмов, технологических схем.

4Меры безопасности при работе с мегаомметром

39.28. Измерения мегаомметром в процессе эксплуатации разрешается выполнять обученным работникам из числа электротехнического персонала. В электроустановках напряжением выше 1000 В измерения производятся по наряду, кроме работ, указанных в пунктах 6.12, 6.14 Правил, в электроустановках напряжением до 1000 В и во вторичных цепях — по распоряжению или по перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

Разрешается измерение мегаомметром сопротивления изоляции электрооборудования выше 1000 В, включаемого в работу после ремонта, выполнять по распоряжению двум работникам из числа оперативного персонала, имеющим группу IV и III при условии выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения.

39.29. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

39.30. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг), при этом следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

XXVII. Охрана труда при выполнении работ на электродвигателях

  • •Министерство труда и социальной защиты российской федерации
  • •От 24 июля 2013 года n 328н
  • •Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок
  • •Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
  • •I. Область применения Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок
  • •II. Требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках
  • •III. Охрана труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок
  • •Допустимые расстояния до токоведущих частей электроустановок, находящихся под напряжением
  • •IV. Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках
  • •V. Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках
  • •Дополнительные обязанности работников, ответственных за безопасное ведение работ
  • •VI. Организация работ в электроустановках с оформлением наряда-допуска
  • •VII. Организация работ в электроустановках по распоряжению
  • •VIII. Охрана труда при организации работ в электроустановках, выполняемых по перечню работ в порядке текущей эксплуатации
  • •IX. Охрана труда при выдаче разрешений на подготовку рабочего места и допуск к работе в электроустановках
  • •X. Охрана труда при подготовке рабочего места и первичном допуске бригады к работе в электроустановках по наряду-допуску и распоряжению
  • •XI. Надзор за бригадой. Изменения состава бригады при проведении работ в электроустановках
  • •XII. Перевод на другое рабочее место
  • •XIII. Оформление перерывов в работе и повторных допусков к работе в электроустановке
  • •XIV. Сдача-приемка рабочего места, закрытие наряда-допуска, распоряжения после окончания работы в электроустановках
  • •XV. Охрана труда при включении электроустановок после полного окончания работ
  • •XVI. Охрана труда при выполнении технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения
  • •XVII. Охрана труда при выполнении отключений в электроустановках
  • •XVIII. Вывешивание запрещающих плакатов
  • •XIX. Охрана труда при проверке отсутствия напряжения
  • •XX. Охрана труда при установке заземлений
  • •XXI. Охрана труда при установке заземлений в распределительных устройствах
  • •XXII. Охрана труда при установке заземлений на вл
  • •XXIII. Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов безопасности
  • •XXIV. Охрана труда при работах в зоне влияния электрического и магнитного полей
  • •Допустимые уровни магнитного поля
  • •XXV. Охрана труда при выполнении работ на генераторах и синхронных компенсаторах
  • •XXVI. Охрана труда при выполнении работ в электролизных установках
  • •Порядок продувки ресиверов
  • •XXVII. Охрана труда при выполнении работ на электродвигателях
  • •XXVIII. Охрана труда при выполнении работ на коммутационных аппаратах
  • •XXIX. Охрана труда при выполнении работ в комплектных распределительных устройствах
  • •XXX. Охрана труда при выполнении работ на мачтовых (столбовых) трансформаторных подстанциях и комплектных трансформаторных подстанциях
  • •XXXI. Охрана труда при выполнении работ на силовых трансформаторах, масляных шунтирующих и дугогасящих реакторах
  • •XXXII. Охрана труда при выполнении работ на измерительных трансформаторах тока
  • •XXXIII. Охрана труда при выполнении работ на электрических котлах
  • •XXXIV. Охрана труда при работах на электрофильтрах
  • •XXXV. Охрана труда при выполнении работ с аккумуляторными батареями
  • •XXXVI. Охрана труда при выполнении работ на конденсаторных установках
  • •XXXVII. Охрана труда при выполнении работ на кабельных линиях
  • •Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины
  • •XXXVIII. Охрана труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи
  • •XXXIX. Охрана труда при проведении испытаний и измерений. Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от постороннего источника
  • •Xl. Охрана труда при обмыве и чистке изоляторов под напряжением
  • •Минимально допустимые расстояния по струе воды между насадкой и обмываемым изолятором
  • •Xli. Охрана труда при выполнении работ со средствами связи, диспетчерского и технологического управления
  • •Xlii. Охрана труда при выполнении работ в устройствах релейной защиты и электроавтоматики, со средствами измерений и приборами учета электроэнергии, вторичными цепями
  • •Xliii. Охрана труда при выполнении работ в электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит
  • •Xliv. Охрана труда при работе с переносным электроинструментом и светильниками, ручными электрическими машинами, разделительными трансформаторами
  • •Условия использования в работе электроинструмента и ручных электрических машин различных классов
  • •Xlv. Охрана труда при выполнении работ в электроустановках с применением автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов, лестниц
  • •Xlvi. Охрана труда при организации работ командированного персонала
  • •Xlvii. Охрана труда при допуске персонала строительно-монтажных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи
  • •Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением
  • •Группы по электробезопасности электротехнического (электротехнологического) персонала и условия их присвоения
  • •Форма удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках
  • •Форма удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках
  • •Форма журнала учета проверки знаний правил работы в электроустановках для организаций электроэнергетики
  • •Форма журнала учета проверки знаний правил работы в электроустановках
  • •Мероприятия по подготовке рабочих мест к выполнению работ
  • •Регистрация целевого инструктажа, проводимого выдающим наряд
  • •Разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ
  • •Регистрация целевого инструктажа, проводимого допускающим при первичном допуске
  • •Ежедневный допуск к работе и время ее окончания
  • •Регистрация целевого инструктажа, проводимого ответственным руководителем работ (производителем работ, наблюдающим)
  • •Изменения в составе бригады
  • •Указания по заполнению наряда допуска для работы в электроустановках
  • •Форма журнала учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям для работы в электроустановках

Техника безопасности при обслуживании электродвигателей

Электродвигатели, пускорегулирующая аппаратура, контрольно-измерительные приборы, устройства защиты, а также все электрическое и вспомогательное оборудование к ним выбираются и устанавливаются в соответствии с требованиями ПУЭ.

На электродвигатели и приводимые ими механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и двигателя.

При кнопочном включении и отключении оборудования и механизмов кнопки включения должны быть заглублены на 3—5 мм за габариты пусковой коробки.

На коммутационных аппаратах (выключателях, контакторах, магнитных пускателях и т. п), пускорегулирующих устройствах, предохранителях и т. п. должны быть надписи, указывающие, к какому электродвигателю они относятся.

Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны с указанием на клейме номинального тока вставки. Клеймо ставится заводом-изготовителем или электротехнической лабораторией. Применять некалиброванные вставки запрещается.

Защита всех элементов сети потребителей, а также технологическая блокировка узлов выполняются таким образом, чтобы обеспечивался самозапуск электродвигателей ответственных механизмов.

Коммутационные аппараты следует располагать возможно ближе к электродвигателю в местах, удобных для обслуживания, если по условиям экономичности и расхода кабеля не требуется иное размещение.

Синхронные электродвигатели в часы максимума нагрузки энергосистемы эксплуатируются в режиме генерации реактивной мощности при оптимальном значении опережающего коэффициента мощности. График работы крупных синхронных электродвигателей (мощностью выше 1000 кВт), работающих с опережающим коэффициентом мощности, согласовывается с энергосистемой.

Электродвигатели, находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство цеха, участка, предприятия (организации).

Для наблюдения за пуском и работой электродвигателей механизмов, регулирование технологического процесса которых ведется по значению тока, на пусковом щитке или панели устанавливается амперметр, измеряющий ток в цепи статора электродвигателя. Амперметр также устанавливается в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра красной чертой отмечается значение допустимого тока (выше номинального тока электродвигателя на 5 %).

Для контроля наличия напряжения на групповых щитках и сборках электродвигателей размещаются вольтметры или сигнальные лампы.

Для обеспечения нормальной работы электродвигателей напряжение на шинах поддерживается в пределах 100 — 105 % номинального. При необходимости допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5 до +10 % номинального.

Вибрация электродвигателей, измеренная на каждом подшипнике, осевой разбег ротора, размер воздушного зазора не должны превышать величин, указанных в Нормах.

Постоянный надзор за нагрузкой электродвигателей и температурой подшипников, входящего и выходящего воздуха у электродвигателей с замкнутой системой вентиляции, уход за подшипниками, операции по пуску, регулированию и остановке производит персонал цеха, обслуживающий механизм.

Электродвигатель немедленно (аварийно) отключается от сети в следующих случаях:

  • а) несчастный случай (или угроза его) с человеком;
  • б) появление дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
  • в) вибрация сверх допустимых норм, угрожающая целости электродвигателя;
  • г) поломка приводного механизма;
  • д) нагрев подшипника сверх допустимой температуры, указанной в инструкции завода-изготовителя;
  • е) значительное снижение частоты вращения, сопровождающееся быстрым нагревом электродвигателя.

В местной инструкции могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть аварийно отключены, а также указан порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.

Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей, работающих в нормальных условиях, устанавливает главный энергетик предприятия. В зависимости от местных условий, как правило, текущий ремонт и обдувка электродвигателей должны производиться одновременно с ремонтом приводных механизмов.

Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны проводиться в соответствии с Нормами (см. ).

Рассмотрим правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей.

При работе, не связанной с прикосновением к токоведущим частям электродвигателя или к вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать. Работают люди».

При работе на электродвигателе напряжением выше 1000 В или приводимом им в движение механизме, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям, с электродвигателя должно быть снято напряжение.

При работе на электродвигателе заземление накладывается на кабеле (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединении в РУ.

При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или если рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.

При работе на электродвигателе напряжением до 1000 В или приводимом им в движение механизме снятие напряжения и заземление токоведущих жил кабеля должны выполняться согласно следующим пунктам:

1) В электроустановках напряжением до 1000 В с токоведущих частей, на которых будет проводиться работа, напряжение со всех сторон должно быть снято отключением коммутационных аппаратов с ручным приводом, а при наличии в схеме предохранителей — снятием последних.

При отсутствии в схеме предохранителей предотвращение ошибочного включения коммутационных аппаратов должно быть обеспечено такими мерами, как запирание рукояток или дверец шкафа, укрытие кнопок, установка между контактами изолирующих накладок и др. Допускается также снимать напряжение коммутационным аппаратом с дистанционным управлением при условии отсоединения концов от включающей катушки.

Если позволяют конструктивное исполнение аппаратов и характер работы, перечисленные выше меры могут быть заменены расшиновкой или отсоединением концов кабеля, проводов от коммутационного аппарата либо оборудования, на котором должна производиться работа.

Расшиновку или отсоединение концов кабеля, проводов может выполнять лицо с группой по электробезопасности не ниже III из ремонтного персонала под руководством допускающего. С ближайших к рабочему месту токоведущих частей, доступных для непреднамеренного прикосновения, напряжение должно быть снято либо они должны быть ограждены .

  • 2) Отключенное положение коммутационных аппаратов напряжением до 1000 В с недоступными для осмотра контактами (автоматы невыкатного типа, пакетные выключатели, рубильники в закрытом состоянии и т. п) определяется проверкой отсутствия напряжения на их зажимах либо на отходящих шинах, проводах или на зажимах оборудования, получающего питание от коммутационных аппаратов.
  • 3) В электроустановках напряжением до 1000 В при работах со снятием напряжения на сборных шинах РУ, щитов, сборок на эти шины (за исключением шин, выполненных изолированным проводом) накладывается заземление. Необходимость и возможность наложения заземления на присоединения этих РУ, щитов, сборок и на оборудование, получающее от них питание, определяет лицо, выдающее наряд, распоряжение.

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соседних с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производятся с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из .оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • — работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;
  • — пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;
  • — не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

Техника безопасности при монтаже электрических сетей

Организацию работы по охране труда и технике безопасности при производстве ЭМР осуществляют в соответствии с действующими СНиП, специальными и ведомственными правилами. В СНиП указано, что за общее состояние охраны труда и технике безопасности в монтажных организациях несут равную ответственность как начальник (управляющий), так и главный инженер главка, треста или управления.

Вследствие повышенной опасности производства ЭМР запрещено вести монтаж оборудования, электроустановок и линий электропередачи в отсутствии ППР, который разрабатывает электромонтажная организация или по её заказу специализированная проектная организация.

Рабочие и служащие электромонтажных организаций могут быть допущены к выполнению работ только после прохождения вводного (общего) инструктажа и инструктажа на рабочем месте (производственного) по технике безопасности. Все рабочие должны пройти курсовое обучение по технике безопасности и специальное техническое обучение. Ответственность за своевременность, полноту и правильность обучения по технике безопасности несет руководитель монтажного участка, управления, треста.

Обучение технике безопасности должно быть организовано для всех рабочих, прошедший вводный инструктаж и инструктаж па рабочем месте, и не позднее чем в трехмесячный срок со дня зачисления в штат. Обучение производится администрацией по типовым программам.

Меры безопасности при монтаже распределительных устройств и токопроводов.

Перемещать, поднимать и устанавливать щиты, камеры и блоки щитов и камер следует только после принятия мер, предупреждающих их опрокидывание. Для этого должны быть предварительно установлены расчалки, подвески и т. п. При подъеме аппаратов нельзя крепить стропы, тросы и канаты за изоляторы, монтажные детали или отверстия в лапах.

Перед установкой электрооборудования следует убедиться в прочности закрепления опорных конструкций. Поднимать и перемещать выключатели, автоматические выключатели, электромагнитные приводы и другие аппараты, имеющие возвратные пружины или механизм свободного расцепления, разрешается только в положении «Отключено», а аппараты рубящего типа (например, разъединители) — только в положении «Включено».

При подъеме и установке привода выключателя или разъединителя следует держать его за корпус, а не за маховик или рукоятку.

При регулировке хода траверсы и контактов выключателя не следует держать руки под траверсой включенного выключателя во избежание удара при случайном отключении.

Натягивать или спускать возвратные пружины выключателей, а так же пружины механизмов свободного расцепления приводов следует только при помощи соответствующих приспособлений.

Для проверки контактов выключателей на одновременность включения, а так же для освещения внутри баков выключателей разрешается применять напряжение не выше 12 В. При регулировке приводов выключателей и разъединителей следует принимать меры, предупреждающие непредвиденное включение или отключение их.

На все время монтажа аппарата необходимо снять предохранители его цепи управления. Перед установкой предохранителей для опробования необходимо убедиться, что люди удалены то аппарата и приняты меры против доступа к нему. Перед подачей оперативного тока для дистанционного опробования приводов на них должны быть вывешены предупредительные плакаты.

Работы по проверки аппаратуры, находящейся хотя бы раз под рабочим напряжением, должны выполняться только с соблюдением правил «Работы в действующих электроустановках».

При монтаже РУ необходимо следить за тем, чтобы нигде не было соприкосновения токоведущих частей аппаратов и шин монтируемого РУ с проводами временных электропроводок и сварочными проводами. Крепление временных электропроводок и сварочных проводов к токоведущим частям не допускается.

Выводы силовых и измерительных трансформаторов должны быть закорочены на все время монтажных работ. Работать на конструкциях ОРУ на высоте разрешается только с монтерскими поясами, прикрепленными цепью к конструкции. Не разрешается прокладывать воздушные провода для освещения, механизации и другого назначения над токоведущими частями ОРУ и под ними. Все работы на ОРУ, а так же на выводах ВЛ в ЗРУ и на их линейных разъединителях, установленных в ЗРУ, при наступлении грозы должны немедленно прекращаться. Заполнение и промывку маслом маслонаполненных аппаратов, а так же слив масла из них допускается производить на расстоянии не ближе 10 м. от огневых приборов и места производства огневых работ. Стеклянной тарой при выполнении этих работ пользоваться запрещается.

Токопроводы.

Секции или блоки секций комплектных токопорводов, поднятые наверх для монтажа, следует немедленно устанавливать на место и укреплять, чтобы была исключена возможность их падения.

При работе на настилах, подмостях и вышках не разрешается пользоваться лестницами и различными приставками или подставками. Вести работы одновременно в двух и более ярусах по одной вертикали при отсутствии между ними сплошного настила или защитной сетки, а также работать над механизмами, находящиеся в действии, запрещается.

Подъем и спуск грузов должны производится только с помощью подъемных механизмов. При выполнении монтажных работ с кранов, подмостей и вышек открытые троллеи, находящиеся под напряжением осветительные сети и силовые магистрали должны быть ограждены во избежание случайного прикосновения к ним людей, секции монтируемого токопровода, стропов и т. п.

Меры безопасности при монтаже электропроводок, силового и осветительного оборудования.

Выправлять провода, стальную проволоку (катанку) и металлическую ленту при помощи лебедок и других приспособлений следует на огражденных площадках, расположенных в отдалении от находящихся под напряжением ОРУ и ВЛС приставных и раздвижных лестниц запрещается сверлить сквозные отверстия в стенах и между зтажпых перекрытиях, а также натягивать горизонтально расположенные провода сечением более 4мм2. Запрещается ходить по смонтированным коробам, лоткам, трубным блокам и т. п.

Перед установкой аппаратов, щитков, ящиков, шкафов и другого оборудования должна быть проверена прочность закрепления конструкций, на которых их устанавливают.

Запрещается проверять пальцами совмещение отверстии собираемых конструкций и устанавливаемого оборудования. Осветительную арматуру до 100 кг допускается подвешивать только после проверки прочности закрепления подвеса, который должен проверяться путем подвешивания к нему груза, имеющего пятикратную массу осветительной арматуры. При затяжке проводов и кабелей в трубы электромонтажник, подающий провод или кабель в трубу, должен остерегаться затягивания руки в входное отверстие трубы. Нельзя устанавливать приставные лестницы к тросу диаметром менее 8 мм. Временное закрепление труб, лотков и коробов к ранее установленным узлам трубных разводок, лотка и коробам запрещается. Временное закрепление должно выполняться к строительным конструкциям и только такелажными приспособлениями или специально предназначенными предусмотренными ППР устройствами. Пайку необходимо выполнять в удлиненных рукавицах и предохранительных очках с прозрачными стеклами; разбирать формы разрешается только после их охлаждения.

Меры безопасности при монтаже кабельных линий.

Рытьё траншеи для прокладки кабелей разрешается только после получения руководителем работ письменного разрешения от организации, эксплуатирующей подземные коммуникации, находящиеся в районе прохождения трассы вновь прокладываемого кабеля.

Пересекаемые подземные коммуникации разрешается вскрывать при рытье траншеи только в присутствии производителя работ или мастера. Вскрытие пересекаемых действующих кабельных линий допускается выполнять только в присутствии наблюдающего от организации, эксплуатирующей линию.

В тех местах, где происходит движение людей и транспорта, траншея должна быть ограждена или должны быть вывешены предупредительные плакаты, а в темное время суток в этих местах должны быть установлены предупредительные огни.

Разгрузку и перекатывание барабанов с кабелем, а так же разматывание кабеля с барабанов и прокладку его необходимо производить в брезентовых рукавицах.

Размотку кабеля разрешается производить только при наличии приспособления притормаживания барабана.

При необходимости прогрева кабеля перед прокладкой допускается применять напряжение не выше 250 В. При напряжении выше 42В броня и оболочка кабеля, атак же все металлические корпуса аппаратов, применяемых при прогреве, должны быть заземлены.

При размотке кабеля лебедкой по роликам, а так же при раскатке вручную на поворотах трассы устанавливают угловые ролики. Поддерживать кабель па поворотах трассы вручную запрещается. Не разрешается так же при раскатке кабеля ставить рабочих внутри углов поворота трассы. При прокладке кабеля по сложной трассе с промежуточными колодцами или поэтажными камерами для рабочих, находящихся в колодце и камерах, должна быть обеспечена подача команд через связных.

В конце размотки барабана, когда на нем остается несколько витков, необходимо притормозить барабан во избежание удара концом кабеля. Запрещается производить раскатку кабеля с приставных лестниц и стремянок.

При протяжке кабеля внутри помещений через прем в стене рабочие должны быть поставлены по обе стороны проема. При затяжке кабеля в трубы следует соблюдать предосторожность затягивания в трубу руки или одежды рабочего вместе с кабелем. Поддерживать кабель перед проемом или трубой следует не ближе чем за 1 м.

Прокладку кабеля на высоте следует производить с лесов, подмостей или вышек с перилами высотой не менее 1м, имеющих бортовые доски высотой не менее 150 мм.

При монтаже кабельных заделок с применением лаков и эпоксидного компаунда следует руководствоваться инструкцией, предусматривающей меры защиты против токсичности этих материалов.

При монтаже кабельных заделок с применением мастики разогрев ее производят в специальных кастрюлях с крышкой и носиком для слива. Мастику нельзя доводить до кипения. Запрещается производить разогрев мастики в закрытой банке. Кастрюлю с подогретой мастикой запрещается передавать из рук в руки.

При работе с эпоксидным компаундом и отвердителями следует избегать их соприкосновения с кожей до полного затвердевания. Необходимо при работе пользоваться спецодеждой и предохранительными средствами.

Попавший на кожу эпоксидный компаунд или отвердитель смывают горячей с мылом, после чего это место кожи смазывают жировой мазью на основе ланолина, вазелина или касторового масла. Разрешается очищать кожу ацетоном. Применять бензол, толуол четыреххлористый углерод и другие токсичные растворители запрещается. Очистку инструмента производят ацетоном. Вблизи работ с эпоксидным компаундом запрещается хранить и принимать пищу, а так же курить.

Правила техники безопасности при проведении работ по наладке и испытанию электрооборудования

5.2.13. Для обеспечения безопасного производства ПНР на рабочих местах должны быть выполнены следующие технические мероприятия:

проверка выполнения общих условий безопасности труда;

подготовка рабочего места.

5.2.14. При проверке выполнения общих условий безопасности проведения ПНР необходимо:

проверить безопасность проходов на рабочие места. В местах переходов через канавы, траншеи, технологическое оборудование должны быть сооружены мостики или настилы;

убедиться, что в электропомещениях закончены строительные работы, закрыты все проемы, колодцы и кабельные каналы, смонтировано электрооборудование и выполнено его заземление (зануление).

5.2.15. При подготовке рабочего места необходимо:

провести испытание защитного заземления (зануления). Начинать ПНР с подачей напряжения по временным схемам при отсутствии защитного заземления (зануления) на объекте запрещается. До начала ПНР, связанных с подачей напряжения, необходимо проверить наличие и исправность защитного заземления (зануления);

выполнить мероприятия, исключающие возможность случайной подачи напряжения на налаживаемое электрооборудование. На питающих линиях, откуда может быть подано напряжение, следует отключить рубильники и автоматические выключатели, а при необходимости — также кабели или провода; вывесить плакаты «Не включать. Работают люди». Перед началом ПНР необходимо проверить отсутствие напряжения на испытываемом электрооборудовании;

собрать испытательные схемы для проверки и настройки параметров электроустановки. Испытательные схемы следует собирать, как правило, вблизи налаживаемого электрооборудования, на столах достаточной прочности с крышкой из диэлектрического материала; площадь этих столов должна позволять удобно и свободно размещать приборы и приспособления;

определить границы рабочей зоны и установить ограждение; принять меры, препятствующие подаче напряжения за пределы рабочей зоны. Руководитель звена должен для каждого испытания по схеме определить, какие аппараты, участки схемы, сборки зажимов и т.п. будут находиться под испытательным напряжением, и знать их фактическое месторасположение. Цепи и аппараты, не подлежащие проверке, должны быть отключены.

5.2.16. Электропомещения, отдельные шкафы и пульты, на которые подается напряжение от испытательной схемы, должны быть заперты, а открытые панели, пульты, сборки и т.п. — ограждены. На дверях электропомещений, дверцах шкафов и пультов, на ограждениях должны быть вывешены плакаты «Испытания. Опасно для жизни». В местах, доступных для посторонних лиц, необходимо выставить наблюдающих.

При перерывах в работе и по окончании испытаний временная линия должна быть отключена и должны быть приняты меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения в рабочую зону. На коммутационных аппаратах должны быть вывешены плакаты «Не включать. Работают люди».

  • 5.2.17. Применять для сборки схемы столы с металлической поверхностью или с металлическим обрамлением, а также пользоваться металлическими подставками, ящиками и лестницами запрещается.
  • 5.2.18. Провода, используемые для сборки испытательных схем, должны иметь достаточное сечение, изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение, и оконцеватели, удобные для подключения их к приборам и проверяемому оборудованию.
  • 5.2.19. Металлические корпуса приборов и аппаратов, имеющие специальный зажим для заземления, должны быть заземлены или занулены в зависимости от режима нейтрали.
  • 5.2.20. Кабель или провод временных линий для питания испытательных схем должен иметь сечение, соответствующее ожидаемой нагрузке, изоляцию достаточной электрической и механической прочности. Он должен быть надежно закреплен на высоте, обеспечивающей свободный проход людей и проезд транспорта.
  • 5.2.21. Напряжение на испытательную схему должно подаваться через два последовательно включенных коммутационных аппарата: один — с видимым разрывом (рубильник, штепсельный разъем и др.), второй — закрытого исполнения с устройством защиты и ясным обозначением включенного и отключенного положений. При подаче напряжения в схему первым должен включаться аппарат с видимым разрывом, а при снятии напряжения со схемы первым должен отключаться аппарат закрытого исполнения с устройством защиты.
  • 5.2.22. При сборке испытательных схем, переключении проводов в схеме, перестановке приборов и аппаратов в ней должно быть снято напряжение и должен быть обеспечен видимый разрыв в питающей линии.
  • 5.2.23. При применении новых измерительных приборов и аппаратов необходимо изучить требования заводской инструкции и при работе выполнять указания по ТБ.

Меры безопасности при обслуживании электродвигателей.

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать. Работают люди».

Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.

При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель ( с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель не требуется.

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки и шиберы последних, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаться захвата ее вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими калошами или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно токоведущих и заземленных частей;

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!

>17., 18 В лекциях

19,20 СРС

21.Организация электроремонтного производства

Определение трудоемкости ремонта и численности персонала

Для планирования производства и определения годовой программы ремонтного предприятия необходимо иметь сведения о количестве, мощности, режимах и условиях работы электрооборудования, которое будет обслуживаться этим предприятием, с учетом возможного развития обслуживаемых предприятий района (обычно на 5-7 лет вперед).

Все электрические машины, находящиеся в эксплуатации, разделяются на группы в зависимости от типа (синхронные, асинхронные, постоянного тока и коллекторные), мощности (малой – до 1.1. кВт, средней – 100-400 кВт и большой – свыше 400 кВт), напряжения (низковольтные – до 1000 В и высоковольтные – свыше 1000 В), исполнения и длительности межремонтного периода.

При наличии указанных сведений по номенклатуре машин, подлежащих ремонту, годовая производительность электроремонтного завода в единицах продукции можно рассчитать по формуле:

Pe = Kp(A1/n1 + A2/n2 + … +An/nn),

Где A1,A2 …An — количество электрических машин в каждой группе;

n1,n2….nn — длительность межремонтного периода (средняя) для каждой группы машин (табличные данные);

Kp – коэффициент, учитывающий развитие предприятий обслуживаемого района, а также возможные внезапные отказы электрических машин (обычно принимаютKp=1,3-1,6).

Объем работ ремонтного предприятия в денежном выражении составит:

Рд = а1р1 + а2р2 + … + аnрn

Где р1, р2, … рn — стоимость ремонта по каждой группе электрических машин в соответствии с действующим прейскурантом;

А1, а2, …аn– количество электрических машин( по группам), проходящих ремонт за год.

Годовая трудоемкость работ по ремонту рассматриваемого парка электрических машин:

Т= а1m1 + a2m2 + … + anmn,

где m1,m2 , …mn – нормативное время ремонта по каждой группе машин.

Количество производственных рабочих, необходимых для выполнения годовой программы Т, составляет:

N=T/Ф,

Где Ф – годовой фонд времени одного рабочего ( исчисляется исходя из числа рабочих дней в году, их продолжительности, длительности отпуска),ч. Годовой фонд времени равен в среднем 1910-1930 часов.

По известному количеству основных рабочих электроремонтного цеха Nопределяется количество вспомогательных рабочих (0,15-0,18)N, инженерно-технических работников — (0,08-0,12) от числа основных и вспомогательных рабочих, служащих и младшего обслуживающего персонала — (0,025-0,04) от числа основных и вспомогательных рабочих.

Примерное распределение рабочих по профессиям выглядит следующим образом, % : электрообмотчики – 40, электрослесари – 37, электромонтеры испытательной станции –3, станочники –5, пропитчики –4, остальные 11.

При проектировании электроремонтных цехов за условную единицу ремонта принимается трудоемкость ремонта одного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора мощностью 5 кВт исполнения IP23 на напряжение 220/380 В и частоту вращения 1500 об/мин. Трудоемкость кап ремонта такого двигателя составляет 8.2 чел-ч, текущего – 3,6.

При отсутствии точных данных по структуре электродвигателей их количество определяется в зависимости от общего количества станков, установленных на предприятии. Для перехода к двигателям условной мощности 5 кВт количество станков на предприятии следует умножить на коэффициент, зависящий от типа предприятия:

Автомобильные заводы …………………………………………… 2,8-3,2

Заводы тяжелого машиностроения ………………………………. 3,5-4,5

Подшипниковые заводы ………………………………………….. 3,0-3,2

Заводы станкоинструментальной промышленности …………… 3,0-3,5

Заводы электротехнической промышленности …………………. 3,0-3,2

Заводы строительного, дорожного и коммунального

машиностроения ………………………………………………….. 3,3-4,3

Если известна средняя мощность установленных двигателей, и она отличается от 5 кВт, то приведение к условной мощности 5 кВт осуществляется с помощью коэффициентов приведения:

Средняя мощность, кВт Коэффициент приведения

1 0,69

3 0,78

5 1,0

7 1,19

10 1,25

15 1,5

20 1,8

30 2,1

40 2,2

55 2,3

75 3,7

  1. 4,6

Рассчитанную по такой методике трудоемкость ремонта следует увеличить на 30%

Для учета вспомогательного электрооборудования (вентиляторы, машины постоянного тока и пр.).

.Технические условия ремонта

В зависимости от массы и размера машины либо демонтируются и направляются в ремонт, либо ремонт производится непосредственно на месте их установки. В любом случае передача и приемка машин в ремонт и сдача их заказчику после ремонта производятся в соответствии с ТУ, в которых регламентируются взаимные обязательства заказчика и ремонтного предприятия.

Приемка машин в ремонт производится по акту. В акте кроме паспортных данных машины и предполагаемого объема ремонта указываются технические требования, которым должна удовлетворять машина после ремонта (модернизации), — напряжение, частота вращения, класс нагревостойкости изоляции и др. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины, имеющие все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соединительные и установочные детали должны быть демонтированы заказчиком. В ремонт не принимаются машины раскомплектованные, с разбитыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительным (более 25 %) повреждением активной стали.

При ремонте у машин сохраняется конструкция завода-изготовителя, и, как правило, они ремонтируются с сохранением паспортных данных. Ремонт электрических машин проводится в соответствии со следующими требованиями, обеспечивающими их эксплуатационную надежность:

  • применяемые материалы должны удовлетворять условиям соответствующих стандартов; класс нагревостойкости изоляции должен быть не ниже предусмотренного заводом-изготовителем;

  • предельно допустимые значения превышения температуры отдельных частей электрических машин должны удовлетворять требованиям ГОСТ 183-74

  • требованиям стандарта должны удовлетворять допуски на установочные и присоединительные размеры (ГОСТ 8592-79);

  • отремонтированные машины должны быть снабжены всеми деталями и очищены, а обмотка, поверхность магнитопровода, крепления обмоток и схемы покрыты лаком; внутренние поверхности подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы и внешние поверхности электрических машин должны быть покрашены, конец вала должен быть покрыт консервационной смазкой;

  • обмотки и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья не должны иметь слабины;

  • подшипники скольжения должны работать спокойно, без течи масла, подшипники качения должны быть заполнены смазкой;

  • отремонтированная машина должна пройти приемо-сдаточные испытания, после чего ремонтные организации гарантируют её исправную работу в течение 1 года при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.

  • Выводные концы обмоток должны быть промаркированы в соответствии со стандартом, на корпусе машины должен быть установлен новый щиток. На щитке должны быть указаны: наименование предприятия, проводившего ремонт, тип машины, номинальные мощность, напряжение, ток, частота вращения, КПД, коэффициент мощности (только для машин переменного тока), дата выпуска из ремонта.

Техника безопасности при ремонте электрических машин

При проведении планово-предупредительных работ, технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов электрических машин специалисту необходимо соблюдать технику безопасности при эксплуатации.

И в свою очередь должен знать следующее:

1. Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями, снятие которых требует отвёртывания гаек или вывинчивания винтов. Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя запрещается. Вращающиеся части электродвигателей: контактные кольца, шкивы, муфты, вентиляторы — должны быть ограждены.

2. Открывать ящики пусковых устройств электродвигателей, установленных в цехе, когда устройство находится под напряжением, разрешается для наружного осмотра лицам, имеющим квалификационную группу не ниже 4-ой.

3. Операции по включению и выключению электродвигателей пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с применением диэлектрических перчаток или изолирующего основания (подставки).

4. Включение и отключение выключателей электродвигателей производится дежурным у агрегатов единолично.

5. У работающего синхронного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий его кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

6. Работа в цепи пускового реостата работающего электродвигателя допускается лишь при поднятых щетках и замкнутом накоротко роторе.

Работа в цепях регулировочного реостата работающего электродвигателя должна рассматриваться как работа под напряжением в цепях до 1000В и производиться с соблюдением мер предосторожности.

Шлифование колец ротора допускается проводить на вращающемся электродвигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.

7. Перед началом работы на электродвигателях, приводящих в движение насосы или тягодутьевые механизмы, должны быть приняты меры, препятствующие вращению электродвигателя со стороны механизма (насос может работать как турбина, дымосос может начать вращаться в обратную сторону за счёт засоса холодного воздуха через трубу и т. д.). Такими мерами являются закрытие соответствующих вентилей или шиберов, их заклинивание или перевязка цепью с запиранием на замок (или снятием штурвала) и вывешиванием плакатов «Не открывать — работают люди» или расцеплением муфт.

8. При отсоединении от синхронного электродвигателя питающего кабеля концы всех трёх фаз кабеля должны быть замкнуты на коротко и заземлены.


Заземление концов кабеля должно производиться посредством специально приспособленного для этой цели переносного заземления, выполненного в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к

Заключение

На основании материала, рассмотренного в данной дипломной работе можно сделать вывод, что почти вся электрическая энергия (на долю химических источников приходится незначительная часть) вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.

Электрический двигатель – основной вид двигателя в промышленности электроприводной, на транспорте, в быту и т.д. По роду тока различают электродвигатели постоянного тока, основное преимущество которых заключается в возможности экономичной и плавной регулировки частоты вращения, и двигатели переменного тока. К последним относятся:

синхронные электродвигатели, у которых частота вращения жестко связана с частотой питающего тока;

асинхронные электродвигатели, частота вращения которых уменьшается с ростом нагрузки;

коллекторные электродвигатели с плавной регулировкой частоты вращения в широких пределах.

Наиболее распространенные асинхронные двигатели электрические, они просты в производстве и надежны в эксплуатации (особенно короткозамкнутые). Их главные недостатки: значительное потребление реактивной мощности и невозможность плавного регулирования частоты вращения. Во многих мощных электроприводах применяют синхронные двигатели электрические. В тех случаях, когда необходимо регулировать частоту вращения, пользуются двигателями электрическими постоянного тока и значительно реже в этих случаях применяют более дорогие и менее надежные коллекторные двигатели электрические переменного тока. Мощность двигателя электрического от десятых долей Вт до десятков Мвт.


В синхронных машинах в установившихся режимах частота вращения ротора ωр равняется частоте вращения поля ωс. При ωр = ωс частота тока в роторе ƒ2 = 0. В обмотке возбуждения, обычно расположенной на роторе, протекает постоянный ток. Синхронные машины могут работать в режимах генератора, двигателя и синхронного компенсатора. Наиболее распространенный режим работы синхронных машин — генераторный. Почти вся электроэнергия на Земле на электростанциях вырабатывается синхронными генераторами — турбо — и гидрогенераторами.

Синхронные двигатели применяются в электроприводах, где требуется постоянная частота вращения. Преимущество синхронных двигателей перед асинхронными — возможность работы с опережающим cos φ или cosφ = l, а также большая перегрузочная способность. Однако синхронные двигатели имеют плохие пусковые свойства, и для питания обмотки возбуждения требуется постоянный ток. Синхронные двигатели применяются в основном как мощные двигатели на мощности свыше 600 кВт и как микродвигатели на мощности до 1 кВт.

Синхронные машины находят применение также в качестве синхронных компенсаторов — генераторов реактивной мощности. При параллельной работе с сетью при перевозбуждении синхронная машина выдает в сеть реактивную мощность и является емкостью, а при недовозбуждении по отношению к сети синхронная машина является индуктивностью и потребляет из сети реактивную мощность.

Синхронные компенсаторы используются в энергосистемах как регулируемые емкости или индуктивности.

В конструктивном исполнении синхронные машины делятся на явно — и неявнополюсные. Быстроходные машины выполняются с неявнополюсным ротором, а тихоходные — с явнополюсным.

Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний.

Система планово-предупредительного ремонта предусматривает техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты, профилактические и послеремонтные испытания. В связи с большим разнообразием находящихся в эксплуатации электрических машин невозможно дать полный перечень работ по каждому из составляющих этой системы (кроме испытаний), поэтому ограничиваются типовыми объемами работ. Перед ремонтом проводятся испытания электрических машин для выявления и последующего устранения дефектов.

При эксплуатации и ремонте электрических машин и сетей человек может оказаться в сфере действия электрического поля или непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводками электрического тока. Воздействие электрического тока на организм человека может явиться причиной электротравмы, т.е. может произойти нарушение его жизнедеятельных функций. Поэтому очень важно для электромонтера или другого иного специалиста, осуществляющий ремонт электрических машин соблюдать правила техники безопасности.

Как в практике электромашиностроения, так и в области теории электрических машин, сделано уже многое и достигнуты несомненные успехи. Но нельзя думать, что все основное уже сделано и остается только изучать созданное старшим поколением электромехаников.

К основной проблеме в области электромеханики следует отнести создание электрических машин, использующих новые нетрадиционные источники энергии. Сейчас около 80% электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях за счет сжигания органического топлива. Запасы нефти, газа и угля ограничены, и необходимо в ближайшие годы значительно уменьшить долю органического топлива в топливном балансе страны. Электромеханическое преобразование энергии и в будущем будет основным в энергетике, поэтому создание электрогенераторов, использующих новые источники энергии, является особой заботой специалистов в области электромеханики.

Эта страница нарушает авторские права

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *