Ремонт пылесосов своими руками

Содержание

Устройство типичного пылесоса

Сердцем пылесоса справедливо называют мотор, традиционно коллекторный. Кратко рассмотрим конструкцию незаменимого изделия, создадим четкое представление. В асинхронном двигателе создается вращающееся поле путем правильного распределения фаз обмотками, коллектор обмотки коммутирует последовательно. Имеются исключения непопулярные. Направление движения определено направлением включения:

  1. Ток течет, поля работают на притяжение.
  2. Ток течет, поля отталкиваются.

Что касается вопроса, почему ротор крутится именно в эту сторону, не противоположную при подключении обмоток однонаправленно, ответ раскрывается взаимным расположением щеток и катушек статора, строением коллектора. На якоре намотано число катушек, равное количеству контактных площадок вала. Щетки питают каждый момент времени единственную обмотку. Затем вал прокручивается некоторое угловое расстояние, запитывается следующая катушка. Проходит один оборот, начинается цикл заново.

Представьте полюс статора (пока только один — не два), находящийся внизу. Допустим, в начальный момент времени щетки поставлены так, что питается полюс якоря левее строительной оси. Тогда, благодаря отталкиванию, вал начинает описывать часовую стрелку. Ось проходит угловое расстояние, ток начинает обтекать следующую обмотку, успевшую занять место предыдущей. Так происходит, пока существует ток. Причем отсутствует разница, постоянный или переменный. Коллекторный двигатель будет работать, гонимый направлением поля. Скорость вращения определяется не частотой — конструкцией механической части, величиной напряжения.

Теперь если поля притягиваются, вращение начнется против часовой стрелки. К тому моменту, как полюса статора и ротора станут друг напротив друга, питание перекинется следующей катушке, та начнет создавать нужную силу. Цикл происходит круговой. Теперь катушки. Коллекторные двигатели снабжены парой обмоток на статоре для постоянного тока, потому что переменный встречает слишком большое сопротивление со стороны индуктивностей. Вот почему некоторые коллекторные двигатели выполнены с раздельными выводами статора. Позволит использовать вместо двух обмоток одну. Понятно, нагрузочная способность существенно падает. Зато уменьшаются потери.

В пылесосе на статоре двигателя заметим две диаметрально противоположные обмотки, которые помогают друг другу. Взаимовыгодное сосуществование обеспечивается правильным направлением включения (писали выше). В реверсивных моторах имеется специальное силовое реле, коммутирующее полюсы должным порядком. Для сравнения, в асинхронном двигателе подобное реле другим образом распределяет фазы напряжения. Получается реверс. Коллекторный мотор не требует наличия пусковой обмотки и конденсатора (одной фазы), которые пытаются имитировать собой вторую обмотку. Говоря проще, КПД трехфазных асинхронных двигателей выше. Детища Николы Теслы и Доливо-Добровольского применяются промышленным оборудованием, в 90-х годах из бытовой техники вытеснены коллекторными (пылесосы традиционно снабжали графитовыми щетками до перестройки).

Для передачи тока якорю используются две щетки. Разница нивелирована, где плюс, где минус, направление обеспечивается правильной коммутацией.

Можно ли, изменив порядок подключения щеток заставить мотор вращаться в обратном направлении. Полярность поля заменяется противоположной. Этот прием используется для получения реверса постоянным напряжением. Выполняя самостоятельный ремонт пылесосов, запоминайте правильное положение контактов.

Как устроен двигатель пылесоса

За фильтрами грубой и тонкой очистки воздуха прячется вентилятор тангенциального типа. Воздух входит по центру, выбрасывается на периферию, продвигаясь, поступает в комнату через HEPA фильтр, улавливающий частицы размером единицы микрон (микрометров). Лопасть прикрыта крышкой, деталь выполнена в виде алюминиевых изогнутых перегородок между двумя металлическими плоскостями. Получаются замкнутые каналы. Двигатель охвачен пластиковым кожухом (традиционно белого цвета), в котором прорезан выходной тракт потока.

Это интересно! Из-за наличия тангенциального вентилятора КПД пылесоса едва достигает 20-30%. При мощности потребления 1600 Вт всасывание составит 350 Вт.

Щетки крепятся в шахтах, новичкам полезно знать: это типичный карандашный графит (углерод, уголь). Можно при необходимости заточить детали, подгонять нужным образом, чтобы стали по месту. Если площадь соприкосновения с коллектором невелика, нестрашно, постепенно щетки приработаются. Кончики слегка сточатся полукругом внутрь. Каждая щетка прижата пружинкой, через которую проходит ток, мера обеспечит длительный ресурс изделиям. Углерод будет работать, пока не износится до основания. Однако медный коллектор должен быть чистым. Протрите любимым средством при необходимости, снимите оксидную пленку до медного блеска.

Вал крепится к статору двумя подшипниками. Разного размера, чтобы легче вести разборку двигателя пылесоса. Передний подшипник большой, задний – маленький. Вал осторожно выбивается из статора подходящими средствами (пневматический сниматель), помогает умеренный нагрев. Подшипники снабжены пыльниками. Хотя пылесос создает вакуум, грязь туда тоже проникает. Пыльники аккуратно снимаются отверткой при необходимости смазать детали. Подходят: состав HADO, Литол – 24, EP – 2. Смазка закладывается внутрь, пыльник ставится на место.

Разобрать пылесос на починку

Ремонт пылесоса своими руками начинается съемом корпуса. В каждом случае методы свои. Снимаются фильтры, закрывающие доступ к двигателю. Электрический монтаж отсоединяется (пылесос выключен из розетки), пластиковый корпус мотора откручивается от станины. Следует извлечь мотор из кожуха, после чего снимается вентилятор. Гайка снабжена левой резьбой, крутите осторожно. Вслед вентилятору идет коллектор-крышка, под которой прячется электрическая часть. Дальнейший ход операций понятен из ранее прочитанного вплоть до извлечения ротора.

При необходимости подшипники страгивают резьбовым снимателем или гидравлическим прессом. Используются вспомогательные приспособления. Небольшие шарики, по диаметру проходящие внутрь подшипников. Рекомендуется с одной стороны заплющить, чтобы не скатывались. Обратный монтаж ведется схожим образом. Если удерживать якорь за подшипник в руке, вращение должно быть быстрое, бесшумное, уверенное. При смазке снимается наружный пыльник, потрудитесь этой же стороной ставить новые запасные детали.

Типичные поломки пылесосов

Что ломается в пылесосе.

  • щетки;
  • подшипники;
  • обмотки двигателя;
  • провод питания;
  • предохранитель.

В иных пылесосах двигателя два. Второй расположен на щетке, где заставляет двигаться ворсинки. В циклонных моделях используются турбо, работу выполняет движущийся воздух. Конструктивный изыск упрощает изготовление шланга, избавляет от одной большой проблемы, когда провод рвется в толще резины. Разумеется, современные средства позволят точно определить место расположения казуса, лучше избежать поломки вовсе. Идею конструкторов, поместивших внутрь щетки двигатель, понять легко: отпадает нужда нажимать при уборке, вес приличный. Нравится ли, решайте сами. На взгляд редакции, щетка должна быть легкой, чтобы орудовать проще было.

Ремонт моющих пылесосов не отличается от описанного выше. Однако агрегаты вмещают помпу, подающую воду в шланг. Вернемся к вопросу в обзорах позже. Что касается входного тракта, не отличается конфигурация от обычного, исключая наличие водяного фильтра. Большинство выглядят унылыми коробками, залитыми водой. В некоторых пылесосах с аквафильтром на стыке шланга и корпуса бьют тонкие струйки воды. Работает первичное улавливание пыли. Однако заметить неисправность сложно. Другое дело, если пылесос оснащен опцией самодиагностики, которая подскажет место дислокации поломки.

Ремонт роботов пылесосов затрагивает тесно область электроники. Сервисных механизмов всего нечего. Однако в уменьшенном размере найдете двигатель. Большинство функций реализовано микросхемами, память вмещает различные программы. Ремонт пылесосов Электролюкс покажется детской игрой по сравнению с задачей наладить работу Румбы или Скубы американской фирмы iRobot (разработчик армейской и полицейской автоматики США). Существенным недостатком роботов назовем невозможность уборки неровных покрытий. Электронные слуги лишены умения создавать вакуум… пользуются вращающейся щеточкой, сметая пыль.

Неисправности в разных типах пылесосов

Прежде чем разобраться, какие виды поломок чаще всего происходят в очистительных приборах, следует ознакомиться с наиболее популярными типами агрегатов.

По специфике уборки различают приборы для сухой и влажной уборки. Первый вид – более бюджетный вариант, который выпускают практически все известные бренды – Samsung, Bosch, LG, др.

Моющие пылесосы относят к сегменту премиум класса: их стоимость гораздо выше, однако функциональность устройств также на высоте.

С помощью такого агрегата возможно выполнить не только сухую, влажную уборку пола, мебели, но и вымыть окна, использовать в качестве увлажнителя воздуха

Их конструкция схожа с обычными устройствами для сухой уборки, однако дополнительно в нем установлен контейнер для воды, специальные насадки и фильтры.

По типу конструкции выделяют следующие виды:

  • стандартные бытовые – приборы напольного типа, которые перемещаются с помощью колесиков на дне корпуса;
  • вертикальные – аккумуляторные и проводные агрегаты, обеспечивающие комфортную уборку благодаря компактным размерам и легкому весу;
  • портативные (ручного типа) – предназначенные для уборки автомобильных салонов, небольших помещений, чистки мебели;
  • роботизированные – приборы с программами автоматической уборки без участия пользователя, управляемые с помощью пульта.

В зависимости от вида агрегата, сбор пылевых частиц и мусора может осуществляться в специальный тканевый или бумажный мешок, в пластиковый контейнер или специальную емкость, проходя через аквафильтр.

Особенности ремонта приборов с мешком

Принцип работы агрегата с пылевым мешком заключается в прохождении через него воздушных масс, далее через фильтр ультраочистки и моторный отсек. НЕРА-фильтр, используемый в таких изделиях, не только задерживает микрочастицы пыли, но и выполняет функцию компрессора.

Чаще всего в этих моделях фильтры являются основными деталями, которые быстрее всего выходят из строя.

При неправильном уходе за прибором, несвоевременной очистке мешка и фильтрующих элементов, НЕРА и тонкий фильтры засоряются, чем снижают мощность всасывания или приводят к поломкам двигателя

В некоторых моделях предусмотрена функция сенсорного определения интенсивности втягивания воздуха: при обнаружении проблем пылесос автоматически выключается и происходит очистка фильтра.

Если же в приборе не предусмотрена такая технология, тогда следует самостоятельно следить за качеством всасывания мусора. Обязательно вас должен насторожить появившийся гул или перегрев корпуса техники – это повод проверить все фильтрующие элементы.

«Болезни» агрегатов с циклонным фильтром

Преимущество контейнерных моделей – отсутствие необходимости частой замены одноразовых фильтров, быстрая очистка емкости для мусора, высокое качество очистки поверхностей с дополнительной чисткой воздуха.

В циклоне происходит максимальная задержка микрочастиц. Поэтому очищенные воздушные массы, проходя через отсек двигателя, а после этого сквозь НЕРА-фильтр, не забивают его. Таким образом, фильтр служит намного дольше, чем в вариантах с мешками.

Пользователи отмечают, что в контейнерных пылесосах не так часто случаются поломки. Чаще всего возникают проблемы с сетчатым фильтром, который расположен на выходе циклона

При эксплуатации прибора фильтрующий элемент защищает мотор-вентилятор от попадания металлических и острых предметов, которые могут нарушить целостность детали. Поэтому следует обязательно проверять, не забит ли он мусором перед началом уборки.

Виды поломок моделей с аквафильтром

Процесс сбора пыли осуществляется таким образом: входящий воздух взбивает воду в контейнере до мелких частиц, выводя ее под передний козырек.

Пылевые массы вместе с туманным вихрем беспрерывно проходят через шланг и оседают на дно пылесборника. Остатки частиц пыли проходят через, где задерживается влага. Далее очищенный воздух без воды проходит сквозь двигатель и охлаждает его.

Разобравшись с принципом действия устройства, далее рассмотрим наиболее частые сбои в его работе.

Для продолжительного срока эксплуатации пылесоса необходимо следовать всем пунктам инструкции. Рекомендуется заполнять контейнер только очищенной или дистиллированной водой до указанной метки.

Также необходимо очищать, промывать и высушивать все используемые детали. Это позволит пользоваться устройством без замены туманного HEPA-фильтра на протяжении 2-х лет и более.

При использовании обычной воды и несоблюдении правил эксплуатации прибора фильтр быстро засорится. Фильтрующий элемент не подлежит очистке, а только замене

Еще одна проблема – выход из строя мотора-вентилятора из-за перегорания обмотки. Это можно заметить, если агрегат начал перегреваться, гудеть, снизилась мощность всасывания мусора, происходит выбивание автоматов, УЗО. В случае обнаружения проблемы понадобится произвести замену неисправной детали.

Инструкции по ремонту различных поломок

В каждом из рассмотренных выше типе пылесоса могут выйти из строя различные элементы и узлы. Это зависит от конструкции агрегата и принципа его работы.

Например, чаще всего пользователи сталкиваются с такими проблемами:

  • отсутствует тяга;
  • появился посторонний запах;
  • не включается прибор;
  • происходит замыкание, выбивание пробок;
  • отсутствует фиксация шнура;
  • снизилась мощность всасывания;
  • шум и вибрация;
  • другие.

Далее рассмотрим подробно, какие неисправности чаще всего могут быть в различных видах изделий, и как их исправить собственноручно.

Если ваш прибор вышел из строя, а гарантийный срок обслуживания уже закончился, не спешите сдавать его в сервисный центр. Возможно, поломка несложная, и вы сможете выполнить ремонт пылесоса без помощи специалистов своими руками.

Представленные ниже примеры неисправностей, методы их диагностики и ремонта помогут вам самостоятельно решить ту или иную проблему с агрегатом.

Поломка #1 — устройство не всасывает мусор

При выявлении такой неисправности прибор издает характерный звук в виде гула. Это свидетельствует о том, что двигатель работает, однако не поглощает пылевые массы.

Нужно обратить внимание на такие элементы, как шланг и насадки, пылесборник, фильтрующие механизмы, удостовериться в их целостности

Для этого следует выполнить ряд действий:

  1. Проверьте, не переполнен ли мусором мешок или контейнер.
  2. Отделите все детали от шланга – щетку, трубку. В них может находиться мусор, который мешает свободному прохождению воздушных потоков. При обнаружении прочистите аксессуары под струей воды или с помощью длинной спицы.
  3. Если же причина не в шланге, значит, засорение образовалось внутри прибора. Проверьте все фильтры (выпускной, тонкой очистки). При возможности ознакомьтесь с инструкцией и прополосните фильтр тонкой очистки и высушите его. После этого установите деталь в корпус пылесоса и убедитесь в его работоспособности.
  4. Осмотрите тщательно мусороприемник. Тканевые мешки необходимо стирать или вычищать от мелкой накопившейся пыли, которая закупоривает ячейки и мешает свободному прохождению воздуха.

Другими причинами плохого всасывания пыли могут быть деформированные прокладки, уплотнители, отсутствие герметичного соединения между шлангом и корпусом изделия. Изношенное уплотнительное кольцо, сломанную втулку регулятора разрежения необходимо заменить новыми деталями.

В другом случае, когда воздух хорошо проходит через трубку и щетку, однако мусор остается на полу, следует проверить высоту щеточного валика.

Попробуйте переместить валик немного выше или ниже – поэкспериментируйте. Возможно, валик просто не отрегулирован и не может полноценно выполнять свои функции

Если не получилось добиться идеального поглощения мусорных частиц, тогда потребуется заменить насадку.

Поломка #2 — пылесос издает запах гари

Если в процессе уборки или после нее появляется запах горелой резины, и при этом перестал работать двигатель, значит причина кроется в обмотке. Для этого потребуется полностью разобрать мотор, отремонтировать или заменить сгоревший якорь или статор новым элементом.

Инструкция по разбору двигателя:

  1. Выкрутите болты из корпуса изделия.
  2. Отклоните крышку корпуса, отодвиньте катушку, провода и извлеките мотор.
  3. Открутите боковые болты и уберите уплотнительную резинку.
  4. Разъедините корпус на две части с помощью отвертки.
  5. Достаньте из защитного корпуса двигатель.
  6. Выгните вальцовки и разъедините деталь, высвободив турбину.
  7. Открутите болт с помощью торцевой головки, плотно зафиксировав статор и остальную конструкцию.
  8. Открутите все соединительные элементы и снимите щетки.
  9. Выбейте якорь, воспользовавшись ключом и молотком.

Проверьте исправность подшипников, и при необходимости обработайте их маслом.

Не рекомендуется выполнять замену обмотки самостоятельно: после процедуры потребуется динамическая балансировка якоря, которую выполнить самому сложно

После произведенной разборки замените вышедшие из строя элементы и выполните сборку детали в обратном порядке.

Поломка #3 — техника не включается

Вы заметили, что при неоднократной попытке включения прибора отсутствуют признаки его работоспособности? Тогда стоит проверить розетку, к которой подключено устройство, а также целостность шнура питания.

Как правило, в местах крепления шнура к вилке заламывается провод, вследствие чего отсутствует контакт. Если вы обнаружили эту проблему, тогда потребуется полностью заменить шнур новым.

Для ремонта понадобится:

  1. Извлечь заднюю крышку прибора.
  2. Выкрутить винты крепления диафрагмы.
  3. Аккуратно ее извлечь, не задевая провода.
  4. Вывести в сторону колодку с прокладкой.
  5. Достать пружину и проверить ее исправность.
  6. При необходимости заменить проводку и поврежденные элементы.

После выполненного ремонта агрегат собрать в обратном порядке согласно инструкции.

Также причиной поломки могут быть неисправные выключатели, внутренняя проводка. Еще одна возможная причина – срабатывание автозащиты от перегрева устройства. Такая технология предотвращает повреждение двигателя из-за увеличенной нагрузки при эксплуатации прибора.

Наличие термовыключателя позволяет вовремя предупредить перегрев устройства, а дополнительные опции устраняют причину – например, очищают НЕРА-фильтр от частиц пыли.

Во многих моделях моющих агрегатов установлено специальное реле, которое включается при обнаружении перегрева прибора.

Если вы заметили, что пылесос резко выключился и его корпус горячий, значит сработало реле. Устройство включится самостоятельно после полного остывания

Причины перегрева изделия – засоренные фильтры, пылесборник, воздушный канал.

Самой неприятной причиной невключения агрегата является поломка электродвигателя. Поэтому первое, что нужно проверить – щетки и коллектор. Разборку детали следует производить согласно вышеописанной инструкции.

Коллекторный узел необходимо проверить на наличие влаги, которая могла вызвать короткое замыкание обмотки мотора. При обнаружении влажной среды внутри потребуется тщательно все просушить.

Замыкание коллекторного отсека возможно и по причине графитовой пыли от щеток. Для ее устранения потребуется очистить коллектор с помощью щетки и салфетки.

Поломка #4 — проблемы с зарядкой аккумулятора

Аккумуляторные приборы также имеют свойство рано или поздно давать сбои в работе. Помимо механических повреждений, поломок электрощеток и других аксессуаров, чаще всего пользователи отмечают быструю разрядку батареи, длительную ее зарядку или потерю мощности всасывания пыли.

Причина кроется в аккумуляторном блоке. В зависимости от частоты эксплуатации изделия, батарея подлежит замене по истечении 2-3 лет. За это время элемент полностью расходует свой ресурс, а повторная зарядка уже не дает никаких результатов.

Мощность всасывания воздушных потоков снижается при уменьшении емкости элемента питания.

Если вы заметили указанные сбои в работе беспроводного агрегата, следовательно, пришло время для покупки новой батареи. Аккумулятор можно приобрести в сервисном центре или заказать в интернет-магазине

Замену следует проводить аккуратно: открыв корпус изделия, отсоединить поломанный аккумулятор и установить на его место новый.

Если же вы заметили проблемы с аккумулятором в течение 1-2 года эксплуатации — это повод сдать технику на гарантийный ремонт.

Поломка #5 — проблема с фиксацией сетевого шнура

В проводных пылесосах часто возникает неисправность смоточного барабана: шнур не втягивается при нажатии кнопки или постоянно сматывается во время работы прибора.

Причиной может быть лопнувшая, растянутая или соскочившая пружина. Чтобы проверить, так ли это, необходимо несколько раз понажимать на кнопку с разных сторон

При выявлении неисправности ремонт следует производить в следующем порядке:

  1. Снять крышку корпуса изделия.
  2. Извлечь барабан и цилиндрическую пружину рычага со втулкой.
  3. Вынуть тормозной ролик и рычаг.
  4. Выполнить замену деформированных элементов — спиральной пружины, опоры, др.
  5. Отрегулировать степень натяжения шнура в барабане.
  6. Собрать барабан и установить его на место.
  7. Проверить работоспособность рычага стопора.
  8. Собрать пылесос, присоединив крышку корпуса.

После полной сборки следует убедиться в правильной работе механизма автосмотки.

Поломка #6 — снижение всасывающей способности

На снижение тяги может влиять забившийся пылесборник, грязные фильтры, проблемы с двигателем. Еще одна причина — коррозийные процессы в механизме уборки соединительного шнура.

Которые по причине длительной эксплуатации прибора могут давать периодические сбои в работе, а также снижать мощность всасывания пылевых масс.

Восстановить правильную работу агрегата можно таким образом:

  1. Снимите заднюю крышку изделия.
  2. Зашкурьте контакты с помощью мелкой наждачной бумаги №20.
  3. Обработайте их салфеткой, смоченной спиртом.
  4. По такой же схеме зачистите контактные кольца в барабанном механизме.
  5. Установите обратно крышку.
  6. Проверьте наличие электрического контакта в смоточном механизме.

После произведенных манипуляций вы сможете пользоваться устройством безопасно, а его всасывающая способность восстановится, если проблема скрывалась именно в коррозии узла автосмотки.

Поломка #7 — неисправность индикатора пылесборника

Заклинивание поршневой системы механизма, деформация пружины индикатора препятствуют его правильной работе.

При заполнении мешка может не сработать индикатор, что может способствовать перегреву двигателя. Это чревато еще большими поломками агрегата

Чтобы отремонтировать вышедший из строя механизм, необходимо:

  1. Снять переднюю крышку.
  2. Извлечь пылевой мешок, фильтр, решетку, фильтр ультраочистки и рукоятку устройства.
  3. Выкрутить винт, удерживающий индикатор.
  4. Изъять индикаторную трубку из корпуса.
  5. Вынуть резиновую втулку и пружину из трубки.
  6. Полностью разобрать весь механизм подетально.
  7. Деформированную трубку, пробку, пружину заменить, а при наличии засора – устранить с помощью острого предмета и щетки.
  8. Собрать поочередно элементы в корпус индикатора и установить его на крышку прибора.

По итогам выполненной процедуры убедитесь в работоспособности индикатора.

Поломка #8 — поломка щетки в моющем агрегате

Неисправность насадки для влажной уборки является следствием неправильной эксплуатации прибора пользователем. Согласно инструкции, моющий пылесос должен быть заполнен водой до отметки на резервуаре.

При сухой уборке помпа будет работать вхолостую и по этой причине выйдет из строя ее моторчик. Помпа – неотъемлемая часть бака, ремонту не подлежит, а только полной замене

Распыляющие воду и моющее средство трубки расположены снаружи. При их засорении визуально это определить достаточно легко: они прозрачные.

Для очистки потребуется вытянуть трубку со штуцера и распыляющего механизма, после чего установить ее обратно. При повреждении детали можно использовать любую подходящую по длине и диаметру пластиковую трубку.

Профилактика поломок пылесоса

Для увеличения срока эксплуатации техники следует осуществлять правильный уход за ней. Регулярная профилактика неисправностей обеспечивает качественную и бесперебойную работу агрегата, а также предотвращает возникновение внезапных поломок или сбоев при использовании.

Периодический визуальный осмотр прибора позволит выявить изношенные детали и узлы, вовремя их заменить. Своевременная замена запчастей необходима для того, чтобы избежать более серьезных поломок других деталей.

Профилактический уход за двигателем

Уход за электромотором и ранняя диагностика неисправностей предупреждает возможные сбои в работе техники.

Рекомендуется один раз в 1-2 года осуществлять разборку двигателя, смазывать его, менять прокладки, уплотнительные резинки, прочищать фильтры, а также менять подшипники при их износе

Разборку пылесоса следует осуществлять в таком порядке:

  • вынуть мусорный контейнер или мешок, фильтрующий элемент;
  • открутить крышку корпуса;
  • очистить все детали и механизмы от слоя пыли;
  • раскрутить болты и отсоединить двигатель;
  • разобрать его на детали, промыть, смазать, проверить состояние обмотки, щеточно-коллекторного узла, подшипников;
  • при необходимости заменить изношенные детали;
  • почистить НЕРА-фильтр.

Далее необходимо собрать прибор в обратной последовательности.

Общие рекомендации по уходу за агрегатом

Поскольку основная функция пылесоса – очищать помещение от пыли, его нужно регулярно освобождать от накопившегося мусора.

Чтобы предотвратить перегрев и поломки узлов, механизмов устройства, рекомендуется:

  • после каждой уборки проверять чистоту фильтров, а при необходимости очищать их;
  • своевременно опустошать пылевой мешок, контейнер для мусора;
  • хранить технику в сухом помещении, предотвращая попадание воды на двигатель и внутренние детали;
  • не допускать попадание острых предметов, которые могут повредить важные узлы прибора;
  • соблюдать режим работы агрегата и не перегревать его.

Если же проблемы с устройством все-таки возникли, следуйте вышеуказанным основным рекомендациям по устранению поломок пылесоса.

Выводы и полезное видео по теме

Пошаговый ремонт двигателя прибора:

Плохое всасывание воздуха – поиск причин, их устранение:

Чтобы ваш электроприбор служил вам годами, следите за чистотой фильтрующих элементов, своевременно смазывайте и меняйте подшипники, правильно храните. В случае же появления мелких неисправностей – не спешите тратить денежные средства на мастерскую. Благодаря предложенным инструкциям вы сможете самостоятельно выполнить ремонт узла, детали пылесоса и сэкономить свои финансы.

Материал предыдущей статьи рассказывает о тех последствиях, которые могут возникнуть в результата уборки строительной пыли и мусора обычным бытовым пылесосом даже такой брендовой марки как Samsung.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с ней. Последствия подобных ошибок могут быть устранены без разборки двигателя, когда он остался целым.

Однако, вполне вероятно, что в нем возникли дефекты, требующие разборки. Поэтому продолжаем рассказывать, как выполнить ремонт двигателя пылесоса своими руками и открутить гайку крепления якоря тремя способами с их подробным объяснением схемами, фотографиями и видеороликом.

Исходя из местных условий вы сможете использовать любой из них для выполнения текущего ремонта.

Устройство двигателя пылесоса

Общая компоновка

Более подробно этот вопрос раскрыт в статье о коллекторном двигателе.


Здесь же нам следует сосредоточить внимание на том, что внутри корпуса со статорной обмоткой вращается ротор, закрепленный на оси вала с двумя подшипниками.


На нем расположены:

  • сердечник магнитопровода;
  • обмотка, подключенная к коллекторному узлу с пластинами.

Электрический контакт для прохождения тока по обмотке якоря создается за счет щеток, прижимаемых к пластинам усилием сжатой пружины.

Крыльчатка вентилятора вращается всегда в одну сторону. Поэтому для ее крепления используется гайка с резьбой, заворачиваемая в противоположную вращению сторону. При работе пылесоса она силами инерции дополнительно фиксируется, а открутиться не сможет.

Этот же принцип используется у педалей велосипеда: на них применено два вида разных направлений резьбы: правая и левая навивка для своей стороны.

Последовательность разборки

Чтобы отремонтировать электрический двигатель пылесоса необходимо первоначально:

  1. изъять щетки из корпуса;
  2. открутить гайку фиксации с левой резьбой так, чтобы не повредить обмотки на статоре и роторе и сохранить конструкцию коллекторного механизма, оставить его в исправном состоянии;
  3. извлечь якорь и оценить состояние подшипников, токопроводов и обмоток.

Все эти действия мне пришлось выполнять, чтобы разобрать электрический двигатель пылесоса Samsung. Показываю их с фотографиями.

3 способа, как открутить гайку крепления ротора

Назовем их условно по технологии выполнения работ:

  1. нарезание шлица-прорези;
  2. фиксация петлей на удавку;
  3. крепление в тисках через переходники.

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, может применяться в зависимости от наличия оснастки и инструментальной базы.

Прорезь на валу

Немного истории

Такая технология крепления ротора использовалась на коллекторном двигателе любого пылесоса, производимого во времена СССР. Для удобства ручной сборки и последующего ремонта на торце вала всегда в заводских условиях создавался паз для лезвия отвертки.

Ее усилие фиксировало положение вала ротора, а крутящий момент от гаечного ключа зажимал или раскреплял гайку. У меня сохранился подобный двигатель, который был использован в конструкции самодельного триммера. Эту прорезь хорошо видно на фотографии ниже.

Современные технологии

Сейчас производство широко использует промышленные роботы и автоматизацию всех процессов. К тому же маркетинговая политика известных производителей рассчитана на:

  • длительный срок эксплуатации выпускаемого оборудования в пределах заявленного ресурса;
  • выполнение ремонтов поблочной заменой отказавших устройств без их разборки.

По этим причинам дефектный коллекторный двигатель просто меняется производителем на новый без его разборки: так быстрее, проще и прибыльнее. Ну а наш домашний мастер любит по старинке все исправлять своими руками.

Как сделать прорезь

Гайка крепления двигателя пылесоса и вал ротора выполнены из обычной стали. В них можно сделать распил. Однако в нашем случае его не позволяет выполнить обычным способом углубление корпуса вентилятора, в котором они спрятаны. Поэтому придется использовать обыкновенную электрическую дрель домашнего мастера и циркулярную пилу соответствующего диаметра на ее окончании.

Затем на гайку ставим ключ, а на пропил в вале двигателя — отвертку. Остается приложить силу для создания противоположного крутящего момента и с его помощью разобрать крепление.

Эту технологию я не использовал: не было под рукой небольшой циркулярной пилы для резания металла. Попробовал в работе две другие методики.

А ее реализацию можете посмотреть в видеоролике Александра М “Как открутить гайку”.

Мертвая петля

Способ основан на удержании якоря за коллекторные пластины с помощью узла удавки. Пришлось проверить два варианта откручивания гайки с помощью:

  1. мягкой медной проволоки:
  2. пластиковой веревки.

Крепление проволокой

В принципе полихлорвиниловая изоляция монтажного провода хорошо обжимает вал ротора по коллекторным пластинам, сохраняя целостность их поверхности, и позволяет удержать его для выворачивания гайки.

Использовал провод из меди с диаметром 2,5 мм кв. Однако конструкция петли оказалась слабо затянутой и полностью удавку не обеспечила. При работе ключом я почувствовал, что вал прокручивается и не стал применять большую силу.

Когда вытащил из двигателя свою проволоку, то на ней увидел протертую изоляцию. С этим способом больше не стал экспериментировать. Однако такую технологию предлагаю посмотреть в видео HamRadio “Как открутить гайку на двигателе”.

Крепление шнуром

Взял кусок тонкой веревки и сложил ее вдвое по длине. Посередине продел мягкую проволоку, выполняющую роль иглы.

С ее помощью получилось удобно уложить мягкий шнур в петлю на удавку и пропустить его вокруг коллекторных пластин.

Завязал крепежный узел вокруг окна корпуса.

Попытка открутить гайку этим способом у меня не получилась: структура шнура оказалась слабой — он просто порвался от приложенных сил натяжения.

Если будете повторять этот способ, то выбирайте более прочную веревку, шнур или ремень.

Зажим в тисках

Чтобы зафиксировать якорь этим способом потребовалось изготовить из дерева два переходника в форме прямоугольных колодок.

Их поперечное сечение должно входить в отверстие корпуса для крепления щетки, а длина доставать до коллекторных пластин и немного выступать наружу. Эти расстояния лучше предварительно измерить с помощью штангенциркуля или линейки.

Причем сторону, прилегающую к ротору, необходимо обточить круглым напильником в виде сегмента для плотного прилегания к валу двигателя.

С помощью этих переходников удалось зафиксировать ротор двигателя в тисках, прижав со средним усилием.

Осталось установить торцевой ключ на 12 мм и вращать его по ходу часовой стрелки.

Гайка безопасно откручена. На ее внутренней поверхности заметна выточенная заводская полость.

Дальнейшая разборка

Снятие верхней крышки крепления двигателя

Она просто надета сверху и обжата по периметру в четырех местах.

Созданные на заводе вмятины можно аккуратно выровнять пассатижами.

Затем крышка просто отводится рукой и снимается с корпуса двигателя.

Колесо воздушного насоса

Под крышкой расположен вентилятор. На нем заметно небольшое повреждение пластиковой детали корпуса.

Внутри крышки хорошо видны оставшиеся после продувки двигателя слои пыли. Их же можно рассмотреть на фото вентилятора около входных лопаток.

Она же прилипла на шайбе и под ней.

Выворачиваем крепежные винты отверткой.

Разборка якоря

Крепление осуществляется:

  • винтами через верхнюю лапку с отсеком под обойму верхнего подшипника;
  • выступами с пазами в крышке;
  • нижней обоймой подшипника.

Винты крепления ротора в статоре двигателя

Доступ к ним получаем сразу после снятия пластмассового корпуса вентилятора.

Раскручиваем их. Параллельно обращаем внимание на количество строительной пыли внутри корпуса, оставшейся даже после его продувки извне.

Выступы крепежной пластины, входящие в пазы корпуса статора

Они расположены рядом с крепежными винтами и осуществляют дополнительное крепление ротора.

Аккуратно направляем их плоской отверткой на выход из пазов.

Затем удерживаем крепежную пластину пальцами руки через внутренние отверстия или подвешиваем ее на опоре. Ротор еще держится за счет крепления внешней обоймы нижнего подшипника. У меня, кстати, он оказался дополнительно приклеенным.

Выступающий конец оси вала с резьбой необходимо защитить от повреждения куском сухой доски из твердых пород древесины и нанести по нему удар молотком. Ротор будет выбит из статора.

Внешний осмотр

На роторе хорошо заметны следы нагара от графитовой пыли, образованные в результате горения щеток и клей на обойме подшипника.

Загрязнения пластин попробовал убрать традиционным аккуратным способом: отмыть спиртом или его раствором с помощью ватки.

Нагар довольно сильно прикипел к металлу, очень плохо растворялся. Пришлось работать стальным воронилом. На фото ниже показан предварительный результат очистки, требующий дополнительной полировки поверхностей.

Но, для проведения электрических замеров этого вполне достаточно. Затем идет прочистка пазов между коллекторными пластинами от мусора, пыли и нагара, способных шунтировать цепочки обмотки ротора. Вначале работал воронилом, а затем — скребком из древесины не хвойных пород.

Электрические проверки цепей якоря

Взял свой старый тестер и проверил им активное сопротивление цепочек между несколькими соседними коллекторными пластинами. Оно оказалось с очень большим разбросом от одного до 13 Ом на четырех рядом расположенных участках.

Это явное свидетельство того, что между обмотками созданы обрывы провода и нарушены электрические цепочки. Схема соединений исправного ротора в упрощенном виде выглядит следующим образом.

Коллекторные пластины изолированы друг от друга, но подключены последовательно по кругу совершенно одинаковым секциям обмоток, выполненных из равных отрезков провода с одним электрическим сопротивлением R1. Они собраны в единую электрическую цепь и поэтому при исправном двигателе показывают равные величины. С учетом погрешностей измерения и технологии монтажа их значение может отличаться только на доли Ома и не больше.

Если же отклонения выше, то это свидетельствует об обрыве отдельных проводников, создающих параллельную цепочку через воздушный зазор с огромным электрическим сопротивлением. Что у меня и получилось.

Начинаю искать место обрыва на обмотке: рассматриваю якорь и замечаю места почернения провода и оборванные концы.

Показываю эти участки крупнее с небольшими комментариями.

Вывод напрашивается сам собой: такую обмотку эксплуатировать нельзя. Ее необходимо заменять исправной.

На эту неисправность косвенно указали:

  1. подгоревшие поверхности трущихся щеток;
  2. пригорелая пыль от графита на коллекторных пластинах.

Обмотку ротора можно перемотать своими руками. Это вполне реальная работа для домашнего мастера и мне ее приходилось делать при ремонте якоря советского пылесоса марки «Ракета».

Однако на основе собственного опыта я рекомендую ей не заниматься по следующим причинам:

  • придется маркировать коллекторные пластины несмываемым маркером;
  • на основе созданной разметки воспроизвести на бумаге всю схему прокладки проводов между пазами магнитопровода. Для этого их придется буквально прощупать руками и внимательно высмотреть глазами;
  • полностью аккуратно извлечь старые провода без повреждения электрической изоляции сердечника;
  • найти новый медный провод такого же сечения с изоляционным слоем лака, стойким к воздействию высоких температур. Тонкий проводник не выдержит токовые нагрузки, а витки более толстого — просто не поместятся в пазах магнитопровода;
  • укладка в пазы требует повышенной внимательности и постоянной фиксации результатов монтажа на бумаге;
  • возникнут сложности с электрическим подключением уложенных проводов в пазы коллекторной пластины. Обычная пайка паяльником может не обеспечить температурный режим. Необходимо использовать тугоплавкие припои.

Перемотка обмотки якоря своими руками в условиях электрической лаборатории у меня заняла чуть больше чем две недели. Занимался ею в обеденные перерывы и в окнах между выполнением основных заданий. Двигатель тогда я исправил, но выполнять такую работу самостоятельно не советую.

Стоимость электродвигателя составляет примерно половину цены пылесоса. Поэтому подумайте, что выгоднее:

  • заменить сгоревший ротор или статор перемотанными;
  • купить двигатель целиком и установить его в старый корпус;
  • или просто приобрести новую марку пылесоса с гарантийным сроком обслуживания.

Совет на будущее: строительную пыль после ремонта квартиры дешевле убрать слегка влажной тряпкой, чем бытовым пылесосом, не предназначенным для этих целей.

Надеемся, что вам поможет видео oleg pl “Как разобрать двигатель пылесоса”.

Обойтись без пылесоса в быту при современном дефиците времени практически невозможно. Многофункциональная техника позволяет выполнять уборку жилища качественно, обеспечивая очистку поверхностей и воздуха. О полезных качествах моющих моделей вообще говорить не приходится. Но что делать, если внезапно техника вышла из строя?

Прежде чем отнести пылесос в мастерскую, стоит разобраться в поломке. В некоторых случаях ремонт пылесоса реально выполнить своими руками в домашних условиях.

Фильтры

Прежде чем разобрать корпус, стоит проверить все фильтры в пылесосе. Именно их засорение приводит к снижению мощности техники, автоматическому отключению или даже перегоранию.

Очистить поролоновые фильтрующие прокладки просто, достаточно промыть их под проточной водой и просушить естественным способом. При накоплении большого количества пыли на бумажном фильтре рекомендуется произвести его замену.

На некоторые пылесосы приобрести фильтры НЕРА очень сложно ввиду обновления ассортимента новыми моделями. Отчаиваться не стоит, очистное устройство легко смастерить своими руками. За основу берутся:

• корпус старого фильтра (в виде рамки);

• вкладыш воздушного фильтра любого внедорожника (самый доступный по цене на УАЗ).

Для начала нужно удалить бумажную гармошку из рамки, которую нужно хорошенько помыть, просушить и обработать поверхности раствором на основе спирта (с целью обезжиривания).

Далее салонный вкладыш раскраивается по параметрам рамки и фиксируется на неё с помощью клея, нанеся его предварительно по контуру. Неиспользованный фильтр (с которого производилась обрезка) стоит упаковать в полиэтиленовый мешок, чтоб он не всасывал при хранении пыль. Позже можно будет снова сделать замену вкладыша.

Ремонт пылесоса: различные виды, типичные неисправности и их устранение, тонкости

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Устройство бытовых пылесосов с сухим пылесборником-мешком, с аквафильром и с циклоном

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе

Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Воздушный фильтр пылесоса

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Обнаружение места порыва шланга пылесоса

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Внутреннее устройство и порядок раборки пылесоса

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Мы же далее постараемся дать сведения о том, как все-таки и когда возможно произвести ремонт двигателя пылесоса своими силами.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Устройство и разборка двигателя пылесоса

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Щеточно-коллекторный узел двигателя пылесоса

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса

Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Якорь (ротор) электродвигателя пылесоса

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Проверка контактов барабана сетевого шнура пылесоса

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Устройство активных наконечников пылесоса для влажной уборки и метущего

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

Электрическая принципиальная схема пылесоса с регулировкой мощности

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

Примечание: плохой контакт в движке VR1, из-за чего неправильно или вовсе не регулируется мощность, диагностируется пробником из наушника и батарейки, как и контакты барабана. Не забудьте только выключить пылесос и вынуть вилку из розетки!

что еще почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *