Ремонт опор

Содержание

Монтаж и эксплуатация электрических сетей

Ремонт железобетонных опор

Объем ремонта железобетонных опор, свай, приставок и фундаментов определяется при осмотрах ВЛ, а также выборочным вскрытием подземной части опор на глубину 0,5-0,7 м.

Рисунок. Разрушение бетона железобетонного пасынка

Виды и причины повреждений

К наиболее распространенным дефектам железобетонных опор, возникающим в процессе эксплуатации относятся: появление трещин (продольных и поперечных) в бетоне, появление пятен, щелей, раковин, отклонение опоры от вертикального положения, а также дефекты заделки опоры в грунт.

Дефекты в железобетонных опорах и фундаментах образуются вследствие нарушения технологии изготовления, транспортировки опор к месту установки, несоблюдения строительных норм и правил при сооружении ВЛ. В процессе эксплуатации под действием знакопеременных нагрузок, периодического увлажнения, размораживания дефекты развиваются, что приводит к разрушению бетона, коррозии арматуры и, в конечном итоге, к снижению несущей способности опор и фундаментов и сокращению их срока службы.

Отклонение опор от вертикального положения может иметь место в результате недостаточно прочного их закрепления в грунте при установке, вследствие усадки почвы, в связи с наездом на опоры транспорта, после ослабления оттяжек или проволочных бандажей опор с пасынками и т.д.

Рисунок. Фрагмент железобетонной опоры с продольной трещиной в бетоне

Ремонт опор

Виды ремонта железобетонных опор в зависимости от типа дефекта приведены в таблицах 1-4.

Таблица 1 – Виды ремонта опор при наличии трещин в бетоне
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора с ненапряженной или напряженной стержневой арматурой Поперечные трещины шириной раскрытия менее 0,3 мм Ремонт не требуется
То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм Поверхность бетона в зоне образования трещин покрасить краской или заделать полимерцементным раствором
Поперечные трещины шириной раскрытия более 0,6 мм Установить бандаж. Если трещины расположены по всей поверхности бетона, то опору заменить
Центрифугированная или вибрированная опора с напряженной арматурой из высокопрочной проволоки (в виде отдельных проволок или прядей) Поперечные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм Ремонт не требуется
То же шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм Поверхность бетона в зоне трещин покрасить краской
То же шириной раскрытия более 0,3 мм Установить бандаж. Если зона образования трещин распространяется по всей поверхности бетона, опору заменить
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Продольные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм независимо от количества трещин Ремонт не требуется
Продольные трещины шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм независимо от количества трещин Поверхность бетона в зоне образования трещин закрасить краской
То же шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм при количестве трещин не более двух в одном сечении Трещины заделать полимерцементным раствором
То же шириной раскрытия более 0,3 мм при количестве трещин более двух в одном сечении Установить бандаж. При длине трещин более 3 м опору заменить

Рисунок. Измерение ширины раскрытия продольной трещины железобетонной опоры

Таблица 2 – Виды ремонта опор при наличии раковин, щелей и пятен на бетоне
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции На поверхности бетона выступают темные полосы, расположенные по виткам поперечной арматуры Поверхность бетона в зоне, где выступают темные полосы, закрасить краской
Оголена поперечная арматура (на длине не более 1,5-2 м вдоль опоры) Очистить арматуру от ржавчины. Поверхность бетона, где выступает поперечная арматура, закрасить краской
Пористый бетон или узкая щель вдоль стойки Заделать полимерцементным раствором
На поверхности бетона выступают пятна и потеки цвета ржавчины, свидетельствующие о наличии в бетоне инородных включений (глины, руды) Поверхность бетона в зоне потеков и пятен закрасить краской
Шершавая поверхность бетона вследствие отслоения поверхностного слоя толщиной 3-5 мм Заделать полимерцементным раствором
В бетоне раковины размером 10х10 мм и глубиной 10 мм Заделать полимерцементным раствором
В бетоне раковины или сквозные отверстия площадью до 25 см2 (не более одной раковины или одного отверстия на опору) при толщине бетонной стенки в зоне отверстия не менее проектной Установить бандаж. При количестве раковин или отверстий более одного опору заменить
То же при толщине бетонной стенки в зоне отверстия менее проектной Поверхность бетона в зоне отверстия простучать. При скалывании бетона и увеличении площади отверстия опору заменить
В бетоне раковина или сквозное отверстие площадью более 25 см2 Опору заменить

Рисунок. Сквозное отверстие в железобетонной опоре

Таблица 3 – Виды ремонта опор при наличии отклонения стойки от вертикального положения
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Отклонение стойки одностоечной свободностоящей опоры от вертикальной оси на значение, большее ее диаметра вверху Опору выправить
Отклонение одностоечной опоры с оттяжками от вертикальной оси вдоль и поперек линии Опору выправить регулированием тяжения в оттяжках
Ослабление тяжения тросовых оттяжек Подтянуть оттяжки до нормального тяжения. Исправить крепления и регулирующие устройства
Искажение геометрической формы портальной опоры на оттяжках Выправить опору регулированием тяжения в оттяжках
Искривление стоек одностоечных свободностоящих опор Выправить опору, установив оттяжку в сторону, противоположную прогибу
Искривление стоек железобетонной опоры 330 кВ (ОПО-330, ПГ-330, ПУ-330) при стреле прогиба менее 10 см Ремонт не требуется
То же при стреле прогиба более 10 см Опору выправить регулированием тяжения в оттяжках

Рисунок. Отклонение опоры от вертикального положения

Таблица 4 – Виды ремонта опор при наличии дефектов в заделке опор
Конструкция опоры Характеристика дефекта Вид ремонта
Центрифугированная или вибрированная опора любой конструкции Грунт в заделке опор не уплотнен: котлован неполностью засыпан грунтом. Признаки коррозии арматуры в фундаментной части опоры Фундаментную часть опоры очистить от грязи и восстановить гидроизоляцию. Тщательно утрамбовать грунт в пазухе котлована, недостающий грунт досыпать с послойным уплотнением
Опора заделана в грунт на глубину менее проектной. Ригели находятся на поверхности Произвести обваловку опоры с досыпкой грунта выше проектной отметки заделки на 30-40 см. Уплотнить досыпанный грунт
Сколы бетона оголовника фундамента Расчистить место скола, выправить арматуру, установить опалубку по форме оголовника и забетонировать

Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона – удалить.

Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.

Применение растворов и краски

Для ремонта железобетонных опор рекомендуется применять полимерцементные растворы и краски. Полимерцементные растворы приготовляются смешиванием цемента и песка с последующим добавлением эмульсии полимера и воды; раствор вовремя приготовления тщательно перемешивается. Составы полимерцементных растворов приведены в РД 34.20.504-94 .

Полимерцементный раствор следует применять в течение 2 ч после приготовления. При заделке раковин и сколов полимерцементный раствор втирается с помощью шпателя или мастерка в трещину, смоченную предварительно 10 %-ным раствором эмульсии. Спустя час место заделки смачивается водным раствором эмульсии, присыпается сухим цементом и заглаживается гладилкой.

Полимерцементная краска должна готовиться на местепроизводства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ. Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10 %-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.

Выполнение бандажей

Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами – продольную рабочую арматуру. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом. Рабочую арматуру бандажа рекомендуется выполнять из стали периодического профиля диаметром 16 мм, нерабочую (поперечную) арматуру – из катанки диаметром 5-7 мм; толщина бетонного слоя должна быть 8-10 см.

После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном. В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.

Выправка опор

Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия, прилагаемого к тяговому тросу. В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты. Тяговый трос крепится на опоре на высоте около 4 м от уровня земли.

Рисунок. Схема выправки одностоечной свободностоящей опоры

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. Котлован может выполняться вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины).

Рисунок. Схема выполнения котлована для выправки опоры: 1 – опора; 2 – котлован.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1° (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправка опоры с оттяжками производится следующим образом:

  • опор с тросовыми оттяжками – изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;
  • опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) – регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.

Рисунок. Натяжное устройство оттяжки опоры воздушной линии электропередачи

Все виды оттяжек опор (в том числе оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

Дополнительный материал

  1. Рекомендации по ремонту железобетонных опор и фундаментов металлических опор ВЛ c применением современных цементосодержащих материалов.
  2. РД 34.20.504-94. Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ.
  3. Рекомендации по выправке железобетонных одностоечных свободностоящих опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше.

В чем необходимость данных мероприятий

Основная причина, по которой прибегают к ремонту или замене ЛЭП, заключается в повреждении самих проводов или опор. К этому могут привести несколько факторов. Давайте рассмотрим самые главные факторы:

  1. Перенапряжение, которое возникает на линии. В основном такое перенапряжение возникает во время грозовых дождей. Действие грозы, сопровождается возникновением электрической дуги, которая может нарушить целостность изоляции проводов. Это может повлечь за собой кратковременное замыкание. При этом приходится на некоторое время отключать подачу электроэнергии.
  2. Перепады атмосферной температуры воздуха. Колебания температуры в некоторых территориальных округах могут колебаться в диапазоне + — 40 градусов. При подача тока, провода нагреваются, а понижение или повышение температуры воздуха приводит к нарушению прочности изоляции проводов, изменению их длины, а также разного рода механическим повреждениям, которые являются причиной снижения безопасности эксплуатации линий воздушных электропередач.
  3. Действие воздушного потока. Порывы ветра сопровождаются возникновением довольно мощной силы горизонтального направления. При этом нагрузка на провода увеличивается в несколько раз. Это может стать причиной возникновения механических повреждений не только проводов, но и самих опор.
  4. Обледенение. Замерзание льда на поверхности проводов и опор приводит к значительному увеличению нагрузки на них, что становится причиной нередких обрывов проводов или разрушением целостности покрытия опор. Кроме этого изменяется и уровень натяжения провода.
  5. Загрязнение атмосферного воздуха. На первый взгляд, это звучит довольно странно, но это так. При загрязнении воздуха в нем образуются микроскопические частички золы, пыли, солей, которые постепенно оседая на проводах, образуют довольно прочный слой. Это является причиной нарушения изоляции и проводимости линий электропередач.

Все эти и другие причины приводят к тому, что возникает необходимость в отключении подачи тока. Для того чтобы исправить разного рода поломки и неисправности прибегают к замене линий электропередачи.

Виды ремонтных работ

Специалисты прибегают к двум основным видам ремонтных работ: периодические и капитальные. Периодические работы проводятся по мере возникновения каких-либо неисправностей, а капитальные – являются обязательной процедурой, которые проводят с периодичностью в 10 лет.

Комплекс мероприятий, к которым прибегают при замене ЛЭП, включает в себя такие виды работ:

  1. Замена деревянных опор. Срок эксплуатации данного вида опор составляет 5 лет. По истечении данного времени замена опор является обязательной. Но может также, и происходить периодическое нарушение их вертикального положения столба. Если не прибегнуть к их ремонту, это может стать причиной их падения.
  2. Ремонт железобетонных опор. Эксплуатационный срок ж/б опор составляет 10 лет. Данный вид работ проводится с использованием специального оборудования – телескопические подъемники. Если на поверхности таких опор возникают небольшие трещины, сколы или друге виды небольших дефектов, то опоры не заменяют, а используют специальную замазку для их исправления.
  3. Чистка или полная замена изоляторов. Эти работы выполняются при отключенной линии электропередачи. При этом провода могут протираться в ручном режиме или посредством действия струи воды под напором. Изоляторы меняются как с опущенными проводами, так и без их опускания.
  4. Замена или ремонт проводов. Если произошел обрыв 3 – 5 жил на многожильном проводе, его просто скручивают или накладывают муфту, которая напрессовывается на поверхность провода. Если же количество оборванных жил больше, то выполняются работы по полной замене провода. Для этого используют телескопическую вышку, с помощью которой провод опускается на землю, где и проводится его замена.
  5. Чистка трассы. Данный вид работ подразумевает очистку близлежащей к опорам и проводам территории от мусора, опавших деревьев или гутой растительности. Могут также проводить обрезку деревьев, которые расположены слишком близко к линии электропередач.

Кому доверить выполнение данного вида работ

Замена линий электропередач в Новосибирске проводится только теми компаниями, которые имеют допуск на выполнение такого вида работ, а также обладают немалым опытом. Одной из таких компаний является инжиниринговая компания «РосАльфа». Цена выполнения замены линий электропередачи непосредственно зависит от сложности и типа поломки.

Повсеместно в садоводческих товариществах проведено электричество до всех участков. Однако время идет, и приходится производить замену столбов электропередач. Причины тому разные.Как правило, много лет назад в товариществах ставили деревянные столбы, со временем они подгнивают, начинают наклоняться и представляют опасность для людей. В таком случае лучше произвести демонтаж опоры ЛЭП, поставить новый столб и пользоваться электричеством на даче без опасения, что он упадет.

Сегодня садоводы используют свои участки не только для выращивания овощей и фруктов, но и для комфортного отдыха и даже круглогодичного проживания в садоводствах практически как в деревне. Но какой комфорт и какая дача без электричества?

Как происходит замена опор ВЛ

Для СНТ

Председатель садоводческого товарищества должен обратиться в компанию, занимающуюся строительством воздушных линий, с заявкой о замене старого столба или столбов на новые, и последующем переподключении абонентов. В компании производится оценка работы, а затем специалисты выезжают на место для определения объема работ и согласования срока. Исполнитель составит план, а затем начнет производить работы.

Прежде всего, надо убрать старые столбы, пробурить отверстие под новые, для чего используется спецтехника. Глубина бурения должна быть ниже уровня промерзания грунта в регионе на полметра. В ЛО бурение под электрический столб обычно на 2,2-2,3 метра.

Затем устанавливаются новые столбы с помощью ямобура. Старые вывозятся с территории товарищества тем же ямобуром по желанию заказчика. После этого происходит монтаж и подключение самонесущего изолированного провода (СИП).

Возможно, есть резон обойтись выравниванием опор ЛЭП, без замены столбов. Возможно ли произвести выравнивание, придется ли при этом демонтировать и снова натягивать провод СИП, — в каждом случае все индивидуально, определенно можно сказать только после выезда на осмотр объекта.

Для частника

Частному владельцу земельного участка, дачнику нужно самостоятельно обратиться к нам и поставить задачу о замене опоры ЛЭП.

Цена на замену электростолба для частника составит от 16 000 рублей (сам столб железобетонный или деревянный, доставка, установка нового столба, демонтаж старого).

Как проводится обслуживание воздушной линии

Как правило, на дачных участках используется воздушное подключение. Провода необходимо периодически менять, осмотр линий проводится ежегодно, по графику, а капитально они ремонтируются раз в 10 лет. Если этого не делать, может произойти замыкание и пожар, что для садовых домиков окажется настоящей трагедией. Поэтому товарищество должно заключать договор с энергетической компанией на регулярный осмотр и ремонт своих сетей.

Обычно все столбы и сами электрические сети, которые расположены на территории садоводства, принадлежат членам товарищества, и поэтому ответственность за состояние сетей и столбов несет юридическое лицо – объединение садоводов. Оплачивать ремонт, замену столбов и воздушных линий должны члены товарищества, включив определенную сумму в членские взносы, либо делать целевой взнос. Содержание сетей и замена столбов стоит немалых денег, но в случае, если провода порвутся, произойдет замыкание и случится пожар, ущерб окажется значительным, и возмещать его придется всем коллективом. Поэтому своевременные осмотры, сотрудничество с энергетической компанией и быстрый ремонт выявленных неисправностей сэкономят деньги дачников и позволят им отдыхать и жить в комфортных цивилизованных условиях.

Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи

Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды.

Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.

После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок.

Регулировка стрел провеса проводов

Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.

Ремонт проводов

При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится. При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода.

Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.

Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов .

Очистка трассы воздушной линии

Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.

Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.

Техническое обслуживание разъединителей

Для поддержания разъединителя в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации необходимо регулярно проводить его техническое обслуживание.

Устанавливаются следующие виды планового технического обслуживания разъединителей:

1. Технический осмотр;

2. Профилактический контроль;

3. Текущий ремонт;

4. Капитальный ремонт.


Технический осмотр

Осмотр проводится без отключения разъединителя от сети. При внешнем осмотре необходимо проверять:

1. Отсутствие повреждений, следов коррозии;

2. Состояние изоляторов (отсутствие трещин и сколов фарфора, загрязнений, следов перекрытий и т.п.);

3. Отсутствие посторонних предметов, влияющих на работу разъединителя;

4. Состояние контактных соединений и заземлений;

5. Отсутствие нагрева контактов (визуально по термоиндикаторам);

6. Состояние привода заземляющих и главных контактных ножей

7. Состояние блок-контактов привода;

8. Отсутствие посторонних шумов при работе разъединителя;

9. Отсутствие разрядов, коронирования.

Профилактический контроль

Профилактические испытания производить, как правило, при текущих и капитальных ремонтах разъединителя, находящегося в эксплуатации, в целях проверки состояния изоляции и контактной системы разъединителя и одновременно проверки качества выполнения ремонта.

Текущий ремонт

Для проведения текущего ремонта разъединитель необходимо выводить из работы. Текущий ремонт разъединителей наружной установки производится 1 раз в год, разъединителей внутренней установки 1 раз в 3 – 4 года.

При текущем ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ. Замер переходного сопротивления.

2. Проверка состояния главных ножей с ламелями (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, ламелей, смазка).

3. Проверка состояния главных ножей без ламелей (осмотр, очистка контактных выводов, деталей головок, ножей, правка их, зачистка накладок от оплавлений, смазка).

4. Проверка состояния опорных и поворотных колонок изоляторов (осмотр, очистка изоляторов, армировочных швов, проверка плавности их вращения, смазка подшипников).

5. Проверка состояния привода, блокировки (подтяжка болтовых соединений, смазка, регулировка). Проверка работы привода.


6. Проверка состояния приводного механизма (осмотр, очистка тяг, рычагов, смазка, регулировка).

7. Контрольная обтяжка болтовых соединений разъединителя, привода, проверка заземления).

8. Восстановление антикоррозийного покрытия – удаление ржавчины, покраска, восстановление расцветки фаз.

9. Регулировка разъединителя (фиксация положения подвижных контактов в отключенном и включенном состоянии, регулировка давления и плавности хода).

10. Измерение переходного сопротивления контактов.

11. Проверка состояния заземляющего ножа (осмотр, проверка, очистка), смазка контактов, шарнирных соединений, регулировка, измерение переходного сопротивления.

12. Опробование работы разъединителя.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт разъединителей в первый раз необходимо проводить в сроки, указанные в технической документации завода-изготовителя, а в дальнейшем – разъединителей наружной установки 1 раз в 4 года, разъединителей внутренней установки – по мере необходимости.

При капитальном ремонте выполняется следующий основной объем работ:

1. Внешний осмотр разъединителя, выявление дефектов, определение объема работ.

2. Разошиновка разъединителя.

3. Разборка контактных ножей, губок гибких связей, пружин кожухов.

4. Дефектация и ремонт контактной системы.

5. Дефектация и ремонт изоляторов поворотных колонок, замена дефектных изоляторов.

6. Дефектация и ремонт, смазка подшипникового узла. Сборка, проверка работы подшипников.

7. Дефектация и ремонт заземляющих ножей.

8. Дефектация, разборка и ремонт механизма привода. Смазка, сборка и регулировка.

9. Измерение сопротивления изоляции.

10. Общая сборка разъединителя, установка.

11. Контрольная обтяжка.

12. Проверка работы заземляющих ножей.

13. Покраска разъединителя.

14. Ошиновка разъединителя.

15. Измерение переходного сопротивления контактов, в том числе заземляющих ножей.

16. Опробование работы разъединителя.

Меры безопасности

При монтаже, испытаниях, включении, эксплуатации и ремонте разъединителей необходимо руководствоваться действующими “Правилами безопасной эксплуатации электроустановок ”.

Обслуживание разъединителей допускается лицами, прошедшими проверку знаний ПТЭ и ПТБ и имеющими соответствующую квалификационную группу.

Рукоятки приводов заземляющих ножей и вертикальные валы тяг должны быть окрашены в красный цвет, а заземляющие ножи – в чёрный, рукоятки приводов рабочих ножей должны быть окрашены в цвет оборудования.

Блокировочные устройства, кроме механических, должны быть постоянно опломбированы. Оперативному персоналу, непосредственно выполняющему переключения, запрещается самовольно деблокировать блокировку (отводить запорный стержень блок-замка не электромагнитным ключом, а рукой за счёт люфта деблокировочного рычажка и т.д.), нарушать взаимодействие блокировки, производить операции, если шток блок-замка полностью не втягивается ключом.

Запрещается производить операции с разъединителями, изоляторы которых имеют сколы и трещины.

Запрещается производить включение заземляющих ножей при включённых главных ножах и наоборот, включение главных ножей при включённых заземляющих.

Включать и отключать разъединители с ручным механическим приводом необходимо в электрических перчатках.

Запрещается включение разъединителей под нагрузку и отключение ими тока нагрузки.

При проведении испытания разъединителей для предупреждения падения изоляторов и травмирования при этом персонала изоляторы при испытании необходимо подстраховывать, привязывая их к временно прикрепленных к раме стойкам.

Ремонт разъединителей

Ремонт разъединителей складывается из ремонта изоляторов, токопроводящих частей, приводного механизма и каркаса.

Сначала удаляют с изоляторов (слегка смоченной в бензине тряпкой) пыль и грязь, внимательно осматривают с целью выявления дефектов и их устранения. Далее проверяют:

— крепления подвижных и неподвижных контактов разъединителя на изоляторах, а также токопроводящих проходных изоляторов,

— отсутствие при включении смещения подвижного контакта разъединителя относительно оси неподвижного. Если смещение вызывает удар подвижного контакта о неподвижный, его устраняют изменением положения неподвижного контакта,

— надежность контакта в месте соединения шин с неподвижными контактами разъединителя (стягивающие болты должны быть законтрены),

— плотность соприкосновения подвижного и неподвижного контактов разъединителя с помощью щупа толщиной 0,05 мм, который должен проходить на глубину не более 5 — 6 мм,

— момент замыкания блок-контактов разъединителя. В процессе включения цепь блок-контактов разъединителя должна замыкаться при приближении ножа к губке (допускается недоход ножей до губки 5 градусов), а в случае отключения — при прохождении ножом разъединителя 75% его полного хода. Регулировка достигается изменением длины тяги блок-контактов и поворотом контактных шайб на шестигранном валу,

— целостность пластин гибкой связи вала заземляющих ножей с каркасом разъединителя, присоединение заземляющей шины к разъединителю,

— четкость работы механической блокировки вала разъединяющих и заземляющих ножей разъединителя. Трущиеся части разъединителей и привода покрывают незамерзающей смазкой, а при необходимости предварительно протирают смоченной в бензине тряпкой и зачищают шкуркой, затем устраняют ржавчину и окрашивают.

Место контакта ножа и губки разъединителя покрывают тонким слоем незамерзающей смазки или вазелина. Последовательно контактные поверхности зачищают мягкой стальной щеткой.

5.11.2. Ремонт проводов и замена изоляторов

Ремонт проводов производится с вырезкой и без вырезки поврежденного участка.

В случае большого количества оборванных жил производят замену (вырезку) дефектного участка на опущенном на землю проводе, т.с. выполняют монтаж вставки провода, длина которой должна соответствовать указанной выше длине с. При этом соединение провода вставки с основным проводом с поперечным сечением площадью до 185 мм2 выполняют как обжатием, так и скручиванием овальных соединителей.

При соединении путем обжатия овальных соединителей концы проводов вводят в соединитель внахлестку так, чтобы они выходили из соединителя на 40…50 мм. Обжатие овальных соединителей производят в шахматном порядке с помощью монтажных клещей.

Для соединения проводов скручиванием овального соединителя применяют специальные приспособления и овальные соединители, такие же, как и для выполнения соединения обжатием.

Соединитель с введенными концами проводов устанавливают в подвижном зажиме приспособления и плашках планшайбы. При поворачивании планшайбы происходит скручивание овального соединителя. Соединенные таким способом провода образуют винтовую линию с достаточно высокой механической прочностью.

Для снижения электрического сопротивления контактного соединения, выполненного скручиванием овальных соединителей, концы проводов выпускают из соединителя на 1/2—3/4 длины соединителя и сваривают встык с помощью термитного патрона. Необходимо иметь в виду, что при таком соединении уменьшается расстояние от провода до земли.

Провода крупных сечений (240 мм2 и выше) соединяют между собой опрессовкой стальной и алюминиевой частей.

При незначительных повреждениях проводов в месте повреждения на провод накладывают бандаж или устанавливают ремонтную муфту. Ремонтная муфта — это разрезанный вдоль овальный соединитель половинной длины, предназначенный для соединения проводов, площадь сечения которых на ступень меньше площади сечения ремонтируемого провода. Перед наложением ремонтной муфты поврежденные проволочки вырезают на расстоянии 0,5 м в обе стороны от места повреждения и в освободившиеся места вкладывают новые проволочки от провода той же марки.

Ремонтные муфты устанавливают в местах разреза проволочек. Для проводов крупных сечений (240 мм2 и более) ремонтная муфта представляет собой отрезки алюминиевых труб (корпус и крышка) длиной 0,3…0,5 м, имеющих размеры, соответствующие размерам алюминиевой гильзы соединителя на данное сечение провода.

Если нужен ремонт с вырезкой провода и место повреждения находится недалеко от анкерной опоры, то на соответствующем расстоянии от нее монтируют клиновой зажим, к которому крепят тяговый трос. Второй конец тягового троса с отводным блоком крепят к траверсе опоры. Далее тяжение по проводу передастся на тяговый трос, натяжную гирлянду изоляторов отсоединяют от траверсы и опускают на землю.

Если повреждения произошли под поддерживающим зажимом, то надо перемонтировать провода в анкерном пролете, чтобы провод передвинулся в поддерживающем зажиме, и тогда на место повреждения можно установить только одну ремонтную муфту.

Перемонтаж провода в анкерном пролете требует выполнения следующих операций: перекладка проводов из поддерживающих зажимов на промежуточных опорах в раскаточные ролики; отсоединение провода от одной анкерной опоры; монтаж вставки; монтаж ремонтной муфты; натягивание и визирование провода; перекладка провода из раекаточных роликов в поддерживающие зажимы.

Если опускание провода невозможно (особенно на линиях напряжением до 110 кВ е небольшой площадью поперечного сечения проводов), то смонтировать вставку можно с помощью телескопической вышки. В этом случае по обе стороны от места повреждения устанавливают разъемные клиновые зажимы, между которыми монтируют такелажный трос и один или два стяжных болта (рис. 5.19). Тяжение по проводу с помощью стяжных болтов передается на отрезок троса, а провод в месте повреждения разрезают и монтируют вставку.

На пересечениях воздушной линии электропередачи с инженерными сооружениями или водными преградами ремонтные работы выполняют, как правило, без опускания проводов на землю.

Рис. 5.19. Снятие тяжения но проводу с помощью клиновых зажимов и стяжного болта:

1 — опоры линии электропередачи; 2 — провод; 3 — клиновой зажим; 4 — такелажный трос; 5 — стяжной болт

При локальных повреждениях проводов на переходах стремятся произвести разрезание и стягивание проводов с установкой одного соединителя за счет увеличения длины натяжных гирлянд, если это возможно по условию собл юде н и я до I густи м ых габаритов.

Сначала удлиняют натяжную гирлянду за счет монтажа допол н и тел ьны х изоляторов или промежуточного звена, соединяющего гирлянду изоляторов с опорой. Затем устанавливают по обе стороны от повреждения клиновые зажимы и стягивают провода с помощью одного или двух последовательно соединенных стяжных болтов, разрезают провод в месте повреждения и монтируют соединитель.

Ремонт провода расщепленной фазы без вырезки поврежденного участка производят путем непосредственного передвижения монтера в монтерской тележке по проводам. Если на линии с расщепленными проводами поврежден грозозащитный трос, то его отсоединяют от одной анкерной опоры и опускают до уровня проводов. Электромонтеры передвигаются по проводам фазы линии до места повреждения троса, который подтягивают к проводу с помощью каната, и далее производят необходимый ремонт троса.

Замена отдельных изоляторов или всей поддерживающей гирлянды может быть выполнена только после снятия механической нагрузки с изоляторов от действия их собственного веса и веса провода. Снятие механической нагрузки с изоляторов может осуществляться с помощью одного монтажного блока 4 (рис. 5.20) (тогда усилие на траверсу будет значительным и определится по выражению (5.11)), основного блока и отводных блоков (здесь прилагаемое усилие распределяется между траверсой и стойкой опоры), а также посредством передачи усилия на корзину упираемой в провод автовышки. Работы по смене изоляторов производят без опускания гирлянды на землю.

Рис. 5.20. Схема замены изоляторов в поддерживающей гирлянде:

1 — канат; 2,3- отводные монтажные блоки; 4 — монтажный блок; 5 — поддерживающая гирлянда; 6 — провод

При замене первого от провода изолятора необходимо ушко отсоединить от поддерживающего зажима, дефектный изолятор — от последующего изолятора в гирлянде и ушка. На место дефектного изолятора устанавливают исправный со смонтированным ушком, фиксируют к выше расположенному с помощью замка и присоединяют к поддерживающему зажиму.

Для замены среднего изолятора в гирлянде необходимо снять фиксирующие замки в шапке данного изолятора и предшествующего.

Для замены изолятора у траверсы надо снять фиксирующие замки в шапке данного изолятора, соединенного с узлом крепления, и предшествующего.

Рис. 5.21. Снятие нагрузки с подвесной гирлянды:

1 — канат; 2, 3 — соответственно отводной и монтажный ролики; 4 — вайма; 5 — стяжной винт (талреп); 6 — провод

Снятие механической нагрузки с дефектных изоляторов натяжной гирлянды можно осуществлять также с помощью монтажных блоков и тяговых механизмов (примерно так, как показано на рис.

5.19) или с помощью специального приспособления — стяжного устройства с захватами, например, за тарелки изоляторов (рис. 5.21).

Рис. 5.22. Стяжное устройство для замены дефектных изоляторов с захватами за тарелки изоляторов:

1 — захват; 2 — изолятор; 3 — стяжные впиты; 4 — дефектный изолятор

Снять нагрузку с гирлянды изоляторов можно, если на траверсе у натяжной гирлянды закрепить стальной строп, а на провод за натяжной гирляндой установить клиновой зажим. Крюк специального приспособления, представляющего собой разновидность ручной лебедки со стопором, позволяющим вращать рукоятку только в одном направлении и стопорить выбранный конец троса, закрепляют за строп, а крюк троса — за клиновой зажим. Далее с помощью приспособления ослабляют натяжение провода и производят замену изоляторов.

При замене дефектных изоляторов на линиях напряжением 220 кВ и выше ввиду значительной массы гирлянд, а также массы и тяжения по проводам применяют специальные приспособления — вай- мы. обеспечивающие крепление в нужном положении гирлянд, на которых производится замена дефектных изоляторов после снятия с них механической нагрузки (рис. 5.22).

Замену дефектных штыревых изоляторов на промежуточных опорах линий напряжением 0,38…10 кВ осуществляют на отключенной линии без опускания провода. Вначале демонтируют вязку, потом снимают со штыря старый изолятор и заменяют полиэтиленовый колпачок. После этого устанавливают новые изоляторы и закрепляют провода.

Технология замены дефектной линейной арматуры аналогична технологии замены изоляторов.

Необходимость замены линейной арматуры обусловливается появлением коррозии, оплавления при перекрытиях гирлянд изоляторов, механических повреждений.

Детали стальной арматуры из ковкого чугуна защищают от коррозии цинковым покрытием, срок службы которого — 18-20 лет, а в загрязненных зонах — 5-8 лет. Поэтому в загрязненных зонах линейную арматуру покрывают защитной смазкой, применяют шплинты из латуни, замки для изоляторов из фосфористой бронзы, горячее оцинкование вместо гальванического, кадмирование (покрытие кадмием) мелких изделий, имеющих резьбу, алюминирование.

Изделия из алюминия и его сплавов, стойкость которых к коррозии из-за образования пленки оксидов выше, чем у цинка, в 3-5 раз, для дальнейшего увеличения коррозионной стойкости подвергают оксидированию в электролите из раствора серной и щавелевой кислот.

Если известна глубина коррозии 50 за первый год эксплуатации или 81 через tx лет после начала эксплуатации, то глубину прокоррозированного слоя Sf за t лет эксплуатации (t > Г,) с учетом уменьшения скорости коррозии с течением времени определяют по выражению

Факторы влияния

  • Температурные перепады. В значительной степени влияют на целостность проводов, так как материалы, из которых они изготовлены, имеют свойство расширяться и сжиматься. Усугубляется также и тем, что линии воздушных электропередач могут строиться в районах с резким или очень холодным климатом. В этом случае разница температурных пиков летом и зимой может достигать больших значений.
  • Атмосферные перенапряжения. Возникают на линиях из-за грозы и молний. Кратковременные перенапряжения могут вызвать пробои в изоляции, в редких случаях – ее разрушение или существенное повреждение. В дальнейшем поврежденный участок становится причиной короткого замыкания, поэтому необходимо автоматизированное отключение при малейших повреждениях. Также для предохранения от воздействия атмосферных перенапряжения на линии воздушных электропередач устанавливают ограничители перенапряжения ОПН.
  • Коммутационные (внутренние перенапряжения). Периодическое включение и отключение выключателей вызывает явление, аналогичное атмосферным перенапряжениям. В данном случае участок перекрытия также нужно автоматически блокировать. Наиболее опасны такие воздействия для сетей 330 кВ и выше.
  • Понижение температуры воздуха. Увеличивает допустимую по нагреву температуру и ток провода. Также при этом происходит уменьшение длины провода, что провоцирует механические напряжения.
  • Повышение температуры проводов. Происходит их удлинение, увеличивается провисание. Снижается механическая прочность проводников. Нарушаются габариты воздушной линии, что провоцирует снижение надежности и безопасности в эксплуатации данного участка.
  • Гололедные явления. Возникают из-за попадания снега, изморози, капель дожди или тумана на провода. Наледные образования повышают нагрузку на кабели, тросы и опоры. Снижается запас прочности и возрастает вероятность обрыва линий электропередач. В этом случае как можно быстрее выполняется ремонт ЛЭП. Кроме того, гололедные образования утяжеляют провода, увеличивается стрела провиса, а линии проводов сближаются, в редких случаях – схлестываются. Чтобы снизить влияние данного негативного фактора, производят плавку тока путем нагрева проводников.
  • Порывы ветра. Являют собой дополнительную горизонтальную силу, которая добавляет механическую нагрузку на провода, усиливает их натяжение. Сильные ураганные явления могут спровоцировать разрывы или поломки рядов опор воздушных линий электропередач.
  • Вибрации. Другое название данного явления – «слабый ветер». Проявляется оно в колебании проводов с высокой частотой (5-50 Гц), малой длиной волны (2-10 м) и небольшой амплитудой (2-3 диаметра провода). Опасность заключается в том, что вибрации приводят к завихрению потока воздуха, обтекающего поверхность провода. Это быстро приводит к «усталости» материала и разрывам проволочек вблизи с зажимами и местами крепления к опорам. Для устранения этой проблемы устанавливаю виброгасители, которые поглощают энергию данных колебаний и уменьшают их амплитуду. Это позволяет избежать серьезных порывов и аварийного ремонта воздушных сетей.
  • «Пляска» проводов. Аналогична по своей природе с вибрацией, но имеет гораздо меньшую частоту (0,2-0,4 Гц), увеличенную амплитуду (0,5-5 м и более) и большую длину волны (1-2 пролета). Данное явление может длиться недолго, но в некоторых случаях – в течение нескольких суток. Происходит это из-за сильного ветра и гололеда. Может приводить к обрывам, схлестыванию и, как следствие, перекрытию напряжения линии. Явление редкое, но последствия можно оценить как очень и очень серьезные. Борются с «пляской» путем навешивания грузов в виде гасителей маятникового типа.
  • Загрязнения воздуха. Если в атмосфере присутствуют частицы золы, цементной пыли, химических солей и пр., то в будущем их оседание на влажную поверхность изоляции может привести к ее ослаблению и перекрытию. В прибрежных районах из-за высокой концентрации морских солей в воздухе алюминиевые элементы воздушных ЛЭП быстрее окисляются и разрушаются.

С целью минимизации влияния перечисленных факторов, а также последствий, проводят регулярное техническое обслуживание, различные виды ремонта электросетей и реконструкции ЛЭП. Все мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями правил эксплуатации электротехнических установок.

Виды ремонта ЛЭП

Текущий. Проводится в ходе плановых осмотров и при техническом обслуживании. Также сюда входит:

  • комплекс работ по верховым осмотрам,
  • контроль за состоянием резьбовых контактных зажимов,
  • выпрямление промежуточных опор,
  • замена отдельных столбов или их элементов,
  • регулировка стрел провеса,
  • перетяжка проводов и замена изоляторов,
  • подтяжка, замена и окраска бандажей,
  • проверка разрядников и др.

Капитальный. Сюда входит весь объем мероприятий текущего ремонта и дополнительно:

  • Верховые проверки с выемкой проводов из зажимов;
  • Полная перетяжка линии;
  • Замена опор;
  • Выборочные вскрытия и контроль за качеством заземления;
  • Испытания ЛЭП в соответствии с ПТЭ и ПТБ;
  • Проверка и замена дефектных участков кабеля;
  • Замена изоляторов линейной арматуры и т.д.

Капитальный ремонт электросетей является по своей сути реконструкцией воздушных линий электропередач, так как может включать в себя комплекс работ по полной замене несущих опор, проводов как на всей продолжительности линии, так и на ее отдельном участке.

Для разных типов ВЛ выбирается разный алгоритм поддержания необходимых эксплуатационных характеристик.

  • Ремонт воздушных сетей до 10 кВ проводится в рамках цикла, где чередуются текущий и капитальный виды ремонтов. Если провода протянуты на деревянных опорах, то длительность такого цикла составляет 5 лет, если на железобетонных – 10 лет.
  • Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше предусмотрены только капитальные ремонты, которые проводятся 1 раз в 5 лет (для линий с деревянными опорами) и раз в 10 лет (для металлических и железобетонных опор).

Объем работ в каждом конкретном случае может определяться индивидуально. Основой для составления программы реконструкции ЛЭП служат следующие документы:

  • паспорта ВЛ;
  • листки осмотров;
  • ведомости проверки загнивания деревянных опор;
  • ведомости проверки линейной изоляции;
  • ведомости измерений габаритов и стрел провеса проводов и тросов;
  • ведомости измерений сопротивлений заземляющих устройств;
  • журналы неисправностей ВЛ;
  • журналы учета работ на ВЛ и другие документы.

График всех работ составляется на несколько лет вперед, на его основании составляют план на ближайший год.

Аварийный ремонт линий электропередач

Для осуществления срочных работ создаются оперативно-выездные бригады (ОВБ). Как правило, они укомплектованы необходимым инструментом, оборудованием, средствами защиты работников, транспортом для доставки бригады до места аварии, набором материалов и деталей, нужных для быстрого устранения дефектов. В задачи ОВБ входит срочный выезд на место аварии и проведение ремонта воздушных сетей с целью восстановления их полной работоспособности.

Аварийные ситуации могут возникать при следующих обстоятельствах:

  • Обрыв провода;
  • Схлестывание;
  • Поломка и падение опор;
  • Перекрытие поверхности изоляторов.

В экстренных условиях важно как можно быстрее определить участок, где находится повреждение, и устранить его. Электросети могут быть очень протяженными, поэтому невозможно самостоятельно объехать и осмотреть всю линию. Существует 2 способа определения неполадок на ЛЭП.

  • 1 метод. Производится одновременно 2 измерения на двух концах линии. Замеряется ток и напряжение на линии в момент КЗ. После чего определяют на карте предполагаемый район, где выявлена проблема, и рассчитывают расстояние до участка с дефектом. Эти данные передаются в диспетчерскую службу ОВБ. Современные системы проводят такие исследования в автоматическом режиме.
  • 2 метод. В этом случае используется рефлектометр – специальный прибор для расчета расстояния до дефекта на отключенной линии. Он по очереди отправляет на поврежденную и рабочую фазы линии короткий сигнал, который отражается от неоднородностей и возвращается обратно. Измеряя время, прошедшее от отправки до получения, рефлектометр определяет расстояние.

Реконструкция воздушной линии электропередачи

Если в ходе диагностики серьезных повреждений или аварийных ситуаций не выявлено, но при этом наблюдается падение напряжения на концах длинных участков линии, то следует задуматься о повышении надежности и эффективности работы линии. С этой целью обычно проводят реконструкцию ЛЭП или замену СИП (самонесущих изолированных проводов).

Современные технологии работы и профессионализм специализированных организаций позволяет проводить данные мероприятия без отключения сети от системы энергоснабжения. Как правило, такие мероприятия проводят в летнее время: в этот период нагрузка на электросеть снижена за счет того, что большинство пользователей электроэнергии отправляют за город на дачи. Кроме того, условия позволяют с комфортом работать на улице.

В ходе реконструкции ЛЭП проводят следующие работы:

  • Строительство фундамента для новых опор (при необходимости);
  • Демонтаж старых и установка новых столбов или несущих металлических конструкций;
  • Замена проводов на воздушной линии, арматуры, элементов заземления и т.д.;
  • Монтаж телекоммуникационных вышек, оборудования связи и пр.

Техническое обслуживание линий электропередач

Чтобы избежать аварийных ситуаций, следует регулярно проводить ТО. В него входят:

  • Регулярные осмотры;
  • Внеочередные проверки;
  • Ремонтные работы;
  • Очистка приближенной территории от деревьев, кустарников и т.д.

В рамках осмотров специалисты должны проверить:

  • Состояние опорных конструкций: нет ли трещин, повреждений, следов гниения, не отклонены ли они в сторону от вертикали;
  • В каком состоянии находятся фундаментные опоры;
  • Нет ли повреждений на заземляющих спусках к контурам;
  • Имеются ли маркировки на опорах, предупреждающие и запрещающие знаки;
  • Соответствует ли допустимым нормам провис проводов;
  • Имеются ли деревья в аварийном состоянии на границе охранной зоны ВЛ, которые могут упасть и разрушить линию;
  • Не мешают ли деревья, растущие под ЛЭП;
  • Нет ли каких-либо построек, размещенных в зоне отчуждения без разрешения.

Также с помощью биноклей осматриваются изоляторы линии, провода, концевые кабельные муфты, разрядники и коммутационная аппаратура. Все результаты подробно фиксируются в журнале. В рамках техобслуживания небольшие дефекты устраняются, если же это невозможно либо масштаб разрушений слишком серьезен, то вызывают оперативную выездную бригаду. Производится аварийный ремонт участка.

Проверка габаритов и стрелы провеса проводов и тросов

Стрела провеса — это расстояние по вертикали в промежуточном пролете ВЛ между проводом (тросом) и прямой линией, соединяющей точки его подвеса.
Стрелы провеса проводов и тросов, габариты линии до земли или пересекаемых объектов измеряют при приемке линии в эксплуатацию для проверки правильности монтажа, и в процессе эксплуатации, а в дальнейшем по мере необходимости: при появлении новых пересечений или сооружений, при переустройстве имеющихся переходов или пересекаемых объектов (замена опор, проводов, изоляторов, арматуры), а также при наклонах опор или изменениях их конструкций при ремонтных и реконструктивных работах, вытяжке проводов, проскальзывании проводов в подвесных и натяжных болтовых зажимах, изменения длины гирлянд при замене дефектных изоляторов и перекосе траверс и др.
Габариты линий могут измениться в результате прокладки под проводами дорог, сооружения линий электропередачи.
Если строительство таких сооружений не было согласовано с эксплуатирующей организацией, то габариты могут оказаться недостаточными, возникнет угроза безопасности для посторонних лиц и снизится надёжность работы линии. Строгой периодичности измерения стрел провеса габаритов не установлено и эти измерения должны производиться по мере необходимости, определяемой в результате периодических осмотров.
Измерения, как правило, производят без отключения линии при помощи угломерных приборов или изолирующих штанг и капронового или сухого хлопчатобумажного каната. Для измерений на отключенных линиях могут быть использованы дополнительно обычные рулетки или веревки. В качестве угломерных приборов могут быть использованы теодолиты, нивелиры, а также более простые, но достаточно точные для данных измерений оптические приборы, карманные высотомеры и т.п.
При измерениях следует фиксировать температуру воздуха. Полученные при измерениях фактические значения путем расчетов или с помощью специальных таблиц приводятся к температуре, при которой получаются наибольшие стрелы провеса, которые сопоставляются с проектными данными и допусками, приведенными в нормативно-технической документации.
Фактическая стрела провеса проводов и тросов не должна отличаться от расчетной более чем на 5%. Разрегулировка проводов любой фазы по отношению к другой, а также разрегулировка тросов допускается не более чем на 10% проектного значения при условии соблюдения необходимого расстояния до земли и пересекаемых объектов. Расстояния от проводов ВЛ до земли и до различных пересекаемых объектов в местах сближения с ним должна быть не менее определённых в нормативах .
Проверка габаритов в местах пересечения линии с другими сооружениями является обязательной во всех случаях реконструкции и ремонта линии со сменой или переустройством опор, при замене проводов, возвышении каких-либо сооружений под линией и других работах, вызванных изменениями габаритов.
Способы измерения габаритов и стрелы провеса проводов и тросов ВЛ. Измерение габарита линии с помощью капронового каната ведут в такой последовательности. На опору, не доходя 2 м до уровня изолирующих подвесок, поднимается электромонтер и устанавливает блок бесконечного каната. Затем по этому канату он поднимает изолирующую штангу и в специальном чехле ролик с измерительным капроновым канатом. С помощью штанги ролик устанавливают на проводе, второй конец капронового каната держит второй электромонтер, находящийся на земле. После установки ролик с помощью капронового каната вторым электромонтером передвигается до места измерения габарита. По отметкам на канате определяется расстояние от ролика (проводов) до поверхности земли (рис.). После измерения ролик возвращается к опоре и снимается первым электромонтером с помощью изолирующей штанги.

Измерение габарита ВЛ с помощью капронового каната 1 — ролик; 2 — отметки; 3 — капроновый канат

Так как эти работы выполняются под напряжением, к работе допускаются только специально обученные лица. Запрещается производство работ в сырую погоду.
Наиболее точным и простым способом измерения габарита является непосредственное измерение под напряжением с помощью специальной испытанной в соответствии с нормами изолирующей штанги. Один электромонтер в месте измерения одним концом штанги касается провода, другой электромонтер замеряет расстояние от нижнего конца штанги до поверхности земли (дороги, железнодорожного полотна и др.). Сумма длины штанги и измеренного расстояния определяют габарит. Габарит в месте пересечения двух линий определяется разностью габаритов каждой линии.
Для измерения стрелы провеса с помощью штанги определяют габарит линии и расстояние от места крепления провода к изолятору или гирлянд до поверхности земли. Разница между измеренными величинами равна значению стрелы провеса (при прохождении трассы по ровной местности).
Простым и удобным прибором для измерения стрелы провеса или габарита провода до земли (рис. 2. 12.24) является приспособление для определения высоты элементов ПОВЭ (карманный высотомер).
Прибор представляет собой плоскую коробку, имеющую форму равностороннего треугольника. В основание треугольника вставлено стекло, на котором нанесены две риски. В вершине треугольника имеются два отверстия, через которые производится визирование.

Карманный высотомер типа ВК-1 ( ПОВЭ)

Для определения высоты измеряемого объекта (высоты дерева под проводами, высоты опоры или подвески провода на опоре) наблюдатель удаляется от него, держа приспособление отверстиями у глаз, на такое расстояние, при котором риски на стекле совпадают: верхняя — с вершиной объекта, нижняя — с его основанием; затем измеряется рулеткой расстояние от объекта до наблюдателя, искомая высота равняется половине этого расстояния.
Для определения высоты провода над землей под проводом в месте измерения забивается колышек. Затем наблюдатель удаляется от линии в направлении, перпендикулярном к ней, держа приспособление отверстиями у глаз на расстояние, при котором риски совпадают, верхняя — с проводом, нижняя — с основание колышка. Измеряется расстояние от наблюдателя до колышка. Габарит провода в месте измерения равен половине этого расстояния.
Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, как указано выше, затем наименьший габарит над землей и находят их разность.
Погрешность измерений ПОВЭ при высоте объектов или габаритов до 50 м не превышает 4%, что является допустимым.
Измерение стрелы провеса проводов (тросов) может быть выполнено путем глазомерного визирования (с помощью двух визирующих реек следующим способом.


Крючок-СпЭ. крепить шурупами

Устройства для визирования стрел провеса проводов
а — на ВЛ со штыревыми изоляторами, б — на ВЛ с подвесными изоляторами, в — на ровном профиле, г — в наклонном пролете
1 — стойка металлической опоры; 2 — окуляр; 3 — рейка с уровнем.
4 — струбцина для крепления; 5 — стрела провеса
На стояках двух смежных опор закрепляют по одной рейке на расстоянии по вертикали от точки крепления провода, равном расчетному значению стрелы провеса провода (определяемому по монтажным таблицам) в проверяемом пролете при данной температуре. Если низшая точка провисания провода находится выше или ниже прямой линии, соединяющей обе визирные рейки, провод смонтирован с отклонением от заданного тяжения (соответственно с перетяжкой или недотяжкой). Для определения фактической стрелы провеса обе рейки перемещают вверх или вниз до положения, когда низшая точка провода совпадет с прямой, соединяющей обе рейки. Значение стрелы провеса определяется как среднее арифметическое расстояние по вертикали от точек подвеса провода до каждой рейки, сравнением полученных данных со значением стрелы провеса по монтажным кривым или таблицам, определяется отклонение от требуемого значения.
Наиболее точно стрелы провеса могут быть измерены с помощью теодолита, однако использование этого метода измерений требует специально обученного персонала. Для измерения габарита теодолит устанавливают на расстоянии 50…60 м от линии, так чтобы расстояния от прибора до вертикальных проекций низшей точки провода и точки подвеса провода на опоре (R1 и R2) были примерно одинаковы (рис. 26). Эти расстояния тщательно измеряют с помощью рулетки или с помощью теодолита и рейки.
Вертикальная визирующая ось теодолита направляется на точку провода на опоре и производится отсчет превышения этой точки над горизонтальной осью прибора (угол р). Аналогично производится отсчет превышения низшей точки провода над горизонтальной осью прибора (угол а). По полученным отсчётам определяется стрела провеса провода как разность подсчитанных значений.
Расстояния от проводов до зданий и сооружений, расположенных вблизи BЛ, должны измеряться от проекции крайнего провода при наибольшем его расчетном отклонении до ближайших выступающих частей этих зданий и сооружений.
Все измерения не разрешается производить при скорости ветра более 10 м/с. Результаты измерений габаритов проводов записывают в специальную ведомость.

8.11 Подвеска и регулирование проводов

8.11.1 После размотки и вытяжки проводов их поднимают с земли на опоры с помощью шестов с вилками или при помощи веревок с крючками. При этом каждый провод укладывается в желоба изоляторов на промежуточных опорах и на шейки изоляторов на угловых опорах. Одновременно с этим проверяется прочность и правильность насадки изоляторов. Запрещается класть провода (особенно из цветных металлов) на крюки и стальные траверсы.

8.11.2 Регулирование проводов должно производиться на протяжении шести-восьми пролетов или на расстоянии между двумя местами скрещивания. Натягивание и регулирование проводов производится при помощи полиспаста, закрепленного на одной из опор. При этом провода зажимаются лапками типа ЛП для натяжения проводов.

Для повышения производительности труда рекомендуется производить натягивание и регулирование одновременно двух или четырех проводов при помощи комбинированных полиспастов (рисунки 8.34 и 8.35).

8.11.3 Регулирование проводов следует производить по величине тягового усилия с помощью динамометра, подсоединяемого между полиспастом и лапками , или с помощью реек.

При регулировании проводов с помощью динамометра стрелы провеса задаются величинами тяговых усилий в зависимости от температуры окружающего воздуха, длины пролета и диаметра провода (таблица 8.10).

8.11.3 Регулирование проводов следует производить по величине тягового усилия с помощью динамометра, подсоединяемого между полиспастом и лапками, или с помощью реек .

При регулировании проводов с помощью динамометра стрелы провеса задаются величинами тяговых усилий в зависимости от температуры окружающего воздуха, длины пролета и диаметра провода (таблица 8.10).

Рисунок 8.34 Крепление полиспаста при одновременном регулировании двух проводов
Таблица 8.10 — Значения тяговых усилий для биметаллических и стальных проводов
Температура,°С Тяговое усилие, кгс, для проводов диаметром, мм
Длина пролета 40 м Длина пролета 50 м
1,2 1,5 2,0 3,0 1,2 1,5 2,0 3,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-30
-25
-20
-15
-10
-5
0
+5
+10
+15
+20
19,6
17,6
16,1
16,1
14,7
13,6
12,5
11,8
10,4
9,8
8,8
30,6
27,5
25,1
25,1
23,0
21,2
19,6
18,4
16,2
15,3
13,8
54,3
49,0
44,6
44,6
40,8
37,7
34,9
32,7
28,8
27,2
24,5
96,1
86,3
78,4
71,4
64,9
58,0
52,5
46,9
41,6
37,4
34,5
18,5
17,2
16,2
15,3
14,5
13,8
12,5
11,8
10,6
9,8
8,9
28,8
26,8
25,3
23,8
22,6
21,5
19,6
18,0
16,6
15,4
13,9
51,2
47,7
44,9
42,4
40,2
38,3
34,9
32,0
29,5
27,3
24,7
95,4
88,3
79,8
73,5
67,5
61,5
55,5
50,7
46,6
42,0
39,1
-30
-25
-20
-15
-10
-5
0
+5
+10
+15
+20
+25
+30
18,8
17,2
15,9
15,4
14,4
13,5
12,3
11,6
11,0
10,2
9,2
8,4
7,8
29,3
26,8
24,9
24,0
22,4
21,0
19,2
18,2
17,3
15,6
14,3
13,2
12,2
52,1
47,7
44,3
42,7
39,9
37,4
34,2
32,3
30,7
27,8
25,4
23,5
21,8
98,2
89,7
81,2
77,0
70,7
65,6
59,8
54,9
50,8
48,0
44,9
41,4
39,7
17,7
17,0
16,3
15,3
14,5
13,7
12,8
12,0
11,2
10,5
9,8
9,1
8,6
27,3
26,5
25,4
23,8
22,6
21,4
20,0
18,7
17,6
16,4
15,3
14,2
13,4
49,3
47,1
45,2
42,4
40,2
38,0
35,5
33,3
31,2
29,1
27,2
25,3
23,9
99,6
91,8
85,5
81,2
75,6
70,6
65,5
61,3
58,3
55,0
51,9
49,2
46,8

8.11.4 Регулирование стрелы провеса провода с помощью реек (рисунок 8.35) производится в следующей последовательности:

а) на опорах с двух сторон регулируемого участка у изоляторов на провод подвешиваются две рейки;

б) визиры обеих реек ставятся на величину, соответствующую стреле провеса для данного пролета (по таблицам 8.11, 8.12), с учетом температуры окружающего воздуха. При этом визиры обеих реек на проводе должны быть направлены в разные стороны;

в) рабочий, находящийся на одной из опор, смотрит через отверстие в визире (или поверх поперечины) одной рейки на отверстие (поперечину) другой рейки; провод натягивают или ослабляют полиспастом до тех пор, пока нижняя точка провеса провода не окажется на линии, проходящей через отверстия в визирах рейки (рисунок 8.35);

г) после получения необходимой стрелы провеса провод закрепляют на изоляторах перевязочной проволокой на протяжении всего регулируемого участка.

Рисунок 8.35 — Определение стрелы провеса провода
Таблица 8.11 — Значения стрел провеса медных,биметаллических и стальных проводов диаметром от 2,5 до 5,0 мм
Температура °С
°с,
Стрела провеса, см при длине
для зоны пролета, м
I II III 35,7 40 50 62,5 83,3
-55 -40 -25 8 10 15,5 24 42
-50 -35 -20 8,5 10,5 16,5 25,5 45
-45 -30 -15 9 11,5 18 27,5 48
-40 -25 -10 10 12,5 19,5 30 52
-35 -20 -5 11 14 21,5 33 56
-30 -15 0 12,5 15,5 23,5 35 59
-25 -10 +5 14 17 25,5 38 63
-20 -5 +10 15,5 19 28 41 68
-15 0 +15 17,5 21 31 45 73
-10 +5 +20 19,5 23,5 49 78
-5 +10 +25 22 26,5 37 53 82
0 + 15 +30 24,5 29,5 41 56 87
+5 +20 +35 27,5 32 44 60 92
+10 +25 +40 30 35 48 65 97
+15 +30 +45 33 38 51 69 102
+20 +35 +50 36 41 54 73 106
+25 +40 +55 38 44 57 77 110
+30 +45 +60 41 47 60 81 114
Примечание — Значения стрел провеса до 30 см могут имеет допуск до 0,5 см, а свыше 30 см – до 1 см
Таблица 8.12 — Значения стрел провеса стальных и биметаллических проводов диаметром от 1.2 до 2.0 мм
Температура°С, Стрела провеса, см
для зоны при длине пролета, м
I II III 40 50 62,5 83,3
1 2 3 4 5 6 7
-55 -40 -25 8 14 21 41
-45 -30 -15 9 15 23 43
-40 -25 -10 10 16 25 45
-35 -20 -5 11 17 27 47
-30 -15 0 11 18 28 50
-25 -10 +5 12 19 30 53
-20 -5 +10 13 20 32 56
-15 0 +15 14 22 35 60
-10 +5 +20 15 24 37 64
-5 +10 +25 17 26 39 68
0 +15 +30 18 28 43 73
+5 +20 +35 20 31 47 78
+10 +25 +40 23 34 51 84
+15 +30 +45 25 37 55 89
+25 +40 +55 30 43 63 100
+30 +45 +60 35 49 70 112

8.11.5 При регулировании нескольких цепей достаточно отрегулировать только один верхний провод, а все остальные провода регулируют, наблюдая за их параллельностью.

При подвеске проводов на вновь строящейся линии опоры могут быть выведены из вертикального положения силой тяги проводов. Чтобы этого не случилось, необходимо последнюю опору, на которой закрепляются провода, до снятия полиспаста укрепить временной оттяжкой. Эта оттяжка заделывается одним концом за вершину укрепляемой опоры и другим — за основание последующей опоры. Снимается оттяжка после натягивания проводов в следующих пролетах.

8.11.6 При работе с биметаллическими проводами лапки полиспаста должны быть с параллельными губками и медными вкладышами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *