Ремонт и обслуживание электродвигателей

Содержание

Частая причина неработоспособности движка

Конечно, дефект асинхронного электромотора, когда требуется обязательная перемотка обмотки статора, крайне сложно устранить своими руками.

Нерабочий электродвигатель, по мнению пользователя требующий ремонта, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием

В таких случаях ремонта требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Инструмент на разборку и тестирование

Однако здесь речь пойдёт о распространенном лёгком дефекте, который просто устраняется самостоятельным ремонтом с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных электродвигателей показывает: распространенной причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный мотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о ремонте.

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые заводится в БРНО электрический кабель

Ремонт электродвигателя: устранить КЗ своими руками

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электродвигателя. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Перед попыткой ремонта удостовериться лишний раз в наличии КЗ поможет электрический тестер. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва).

Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики мотора.

На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Для проверки целостности обмоток электродвигателя, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус, удобнее пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между замерами и не отметился нулевыми показаниями, электродвигатель на 90% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт в виде перемотки исключается.

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

Какое КЗ можно реально устранить

По сути, существует два вида КЗ на корпус:

  1. Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2. Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет обращаться к ремонту чаще всего. Измерительным стрелочным прибором такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и обмоткой в несколько единиц или десятков кОм.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт мотора проводится несложной методикой. Для исполнения ремонта требуется:

  1. Демонтировать электродвигатель от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электродвигателя.

Освободившийся статор переносят ближе к электрической розетке, размещают на удалении от бытовых горючих материалов, приспособив в качестве подставки негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (вместо ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают лампу включением вилку в розетку.

Ремонт простыми действиями: внутрь освобождённого статора электродвигателя помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами обмотки.

В большинстве случаев после ремонта прогревом измерительный прибор не фиксирует наличия проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100% всего лишь путём долговременной сушки статорной обмотки. По завершению прогрева мотор собрать, установить на место, запустить в работу.

Методика определения короткозамкнутых витков статора

Видеоролик ниже демонстрирует — как при помощи светового прибора обнаруживаются короткозамкнутые витки обмотки статора мотора. Интересный и полезный прибор для тех, кто занимается ремонтом электродвигателей.

Ремонт электродвигателей

Электродвигатель – это главная составляющая большинства современных механизмов. Такое устройство работает по принципу трансформации электрической энергии в механическую и, таким образом, приводит машину в действие. Как и другие агрегаты, электродвигатели подвержены поломкам, и важно доверить их починку надёжной и опытной организации.

ООО «ПроЭлектрика» предоставляет услуги по ремонту электродвигателей в Москве и Московской области. Мы работаем с 1999 года, и за это время заслужили репутацию профессионального и ответственного партнёра.

Компания осуществляет починку электрических двигателей как на собственной ремонтной площадке, так и с выездом на объект. Для проведения ремонтных работ ООО «ПроЭлектрика» использует только сертифицированные материалы и заводские запасные детали. Наши специалисты имеют огромный опыт выполнения срочного ремонта электродвигателей, однако Вы можете заказать у нас и плановую проверку оборудования. Услугами компании пользуются десятки юридических и физических лиц, поскольку мы неизменно обеспечиваем высокое качество и скорость ремонта.

Виды ремонтных работ

ООО «ПроЭлектрика» выполняет полный комплекс работ по ремонту и перемотке электродвигателей в Москве. Проводимые работы позволяют обеспечивать безопасное и надёжное функционирование электромоторов в течение как можно более длительного времени.

Ремонт таких устройств бывает двух видов:

  • Текущий. Это плановое техническое обслуживание, в ходе которого проводится разборка агрегата, чистка деталей, замена подшипников и ремонт изоляции. Как правило, такая процедура должна проводиться не реже чем раз в полгода.
  • Капитальный. В данном случае речь идёт о полной разборке двигателя, замене подшипников, узлов и ремонт обмотки.

В свою очередь, электромоторы могут иметь один из двух типов обмотки:

  • Всыпная (при выявлении поломки необходима полная замена проводов);
  • Шинная (предполагает замену только тех участков, которые вышли из строя).

При выполнении ремонта обмотки электродвигателя и проведении изоляционных работ ООО «ПроЭлектрика» всегда использует материалы с надлежащими показателями надёжности и безопасности.

Стоимость и сроки работ

Цена и срок выполнения ремонта зависят, в первую очередь, от мощности устройства и от объёма необходимых ремонтных работ.

ООО «ПроЭлектрика» выполняет текущий, капитальный и экстренный ремонт электродвигателей в Москве на основе системы ценовых коэффициентов. Такие коэффициенты определяются маркой электродвигателя (зарубежное или отечественное производство), типом обмотки, степенью взрывоопасности и срочностью работы. Это позволяет максимально справедливо рассчитать стоимость проведения ремонта в каждом конкретном случае.

Плановый ремонт электромоторов силами нашей компании занимает 3-6 дней (мощность не более 30 кВт), 5-10 дней (мощность не более 90 кВт) и 10-90 дней (промышленные агрегаты мощностью более 90 кВт). Минимальные сроки проведения срочного ремонта составляют 1 день.

Цены указаны с учетом НДС (в рублях)

Если Вам требуется ремонт и перемотка электрических двигателей, обращайтесь в столичную компанию ООО «ПроЭлектрика». Мы гарантируем Вам профессионализм, безопасность и разумные цены!

Приводится обоснование необходимости периодического ТО АД. Предлагается приблизительный перечень работ по ТО АД
Асинхронные электродвигатели отличаются очень высокой надежностью, высокой бесперебойностью своей работы (при соблюдении допустимой продолжительности включения).
Однако, это не означает, что «асинхронники» являются вечными. Поэтому на каждом предприятии рекомендуется составить график проведения технического обслуживания асинхронных двигателей. Перечень работ при ТО асинхронных двигателей может быть таким:
1. Внешний осмотр и оценка состояния механической части
Техническое обслуживание асинхронного электродвигателя следует начинать с его подробного внешнего осмотра. В первую очередь определяется наличие очевидных неисправностей. Корпус двигателя следует очистить от грязи и пыли при помощи стальной щетки. Он не должен иметь сколов и повреждений. Из-за вибраций и динамических нагрузок, а также при неровностях и дефектах монтажной площадки, нередко случается, что одна из монтажных «лап» откалывается. Такой двигатель выбраковывается и не допускается к дальнейшей эксплуатации.
В обязательном порядке следует проверить наличие крышки клеммной коробки, а также крышки, закрывающей роторные выводы у двигателей с фазным ротором. Эти крышки должны закрываться плотно, без зазоров. Их смятия и повреждения не допускаются.
Каждый асинхронный электродвигатель должен иметь на корпусе шильдик – табличку с информацией о номинальных параметрах. Необходимо контролировать читаемость всех надписей на шильдике и, при необходимости, восстанавливать их, чтобы не иметь в хозяйстве «неопознанных» электродвигателей.
При выполнении технического обслуживания двигатель необходимо отсоединить от трансмиссии: снять приводной ремень, цепь или полумуфту. После этого следует провернуть вал вручную. Он должен проворачиваться с усилием, обусловленным только инерцией ротора, посторонние звуки, скрежет и хруст должны отсутствовать.
Следует вскрыть кожух, скрывающий крыльчатку двигателя (при закрытом исполнении). Крыльчатка не должна болтаться, иметь люфты в любом направлении, стопорный винт должен быть затянут.
Вал двигателя не должен перемещаться в радиальном и осевом направлениях, а звездочка или шкив на валу должны быть закреплены надежно и не болтаться. Все болтовые соединения должны быть протянуты, а резьба не должна быть сорвана. Дефектные детали и элементы крепежа подлежат замене.
Далее необходимо вскрыть крышки подшипниковых узлов. Состояние подшипников и подшипниковых гнезд определяется визуально. Исключаются трещины, сколы колец подшипника, неправильное его положение относительно вала (перекос). Перед закрытием подшипниковый узел набивается смазкой (маслом или специальной консистентной смазкой). Контроль наличия и состояния смазки в подшипниковых узлах вообще рекомендуется производить ежесменно.
2. Внешний осмотр и оценка состояния электрической части
Для оценки состояния статорных выводов и токосъемного устройства ротора, крышки двигателя вскрываются. Изоляция статорных выводов должна иметь быть целой, без трещин и повреждений, в противном случае изоляцию необходимо восстановить при помощи изоленты и киперной ленты. Клеммная колодка, при ее наличии, не должна быть оплавлена или повреждена – в противном случае она подлежит замене.
Наконечники статорных выводов могут быть окислены или иметь на поверхности нагар – это признак плохого электрического контакта. При наличии подобных дефектов наконечники следует зачистить до металла и вновь соединить обмотки по необходимой схеме. Полость клеммной коробки двигателя следует аккуратно очистить от пыли и грязи.
Остаточная величина токосъемных роторных щеток двигателей с фазным ротором должна быть не менее 4 мм. Их контактная поверхность должна быть ровной и плотно прилегать к токосъемному кольцу. Сколы и трещины на щетках исключаются. Дефектные щетки подлежат замене. Перед установкой они шлифуются под поверхность токосъемного кольца при помощи стеклянной бумаги.
Токосъемные кольца следует очистить от пыли и грязи при помощи ветоши, смоченной в керосине. Задиры, повреждения токосъемных колец не допускаются. Причиной возникновения таких дефектов может быть не замеченный вовремя предельный износ щеток.
Напоследок необходимо проконтролировать состояние заземляющего проводника электродвигателя. Его жилы должны быть целыми, без повреждений, а болтовые крепления наконечников должны быть надежно затянуты.
3. Измерения и испытания
На данном этапе при помощи мегомметра проверяется сопротивление изоляции статорных обмоток, а для двигателей с фазным ротором – и обмоток ротора. Электрическое сопротивление статорных обмоток проверяется относительно корпуса двигателя, а сопротивление обмоток ротора – относительно рабочего вала. При рабочей температуре нормальным считается сопротивление изоляции обмоток 0,5 Мом или более. На практике же сопротивление изоляции исправных электродвигателей исчисляется десятками Мом.
Далее необходимо измерить сопротивление статорных обмоток постоянному току. Сопротивления пофазно должны быть одинаковыми, это косвенно свидетельствует об отсутствии межвитковых коротких замыканий. Для этого измерения лучше пользоваться не мультиметром, а прибором с более высоким классом точности, поскольку сопротивление обмоток на постоянном токе исчисляется долями Ом.
После произведения перечисленных измерений двигатель подключается к сети, его крышки закрываются. Двигатель включается в работу на холостом ходу. Проверяется отсутствие вибраций, биений рабочего вала, пофазно измеряются и соотносятся друг с другом токи холостого хода. Рукой проверяется наличие/отсутствие нагрева корпуса двигателя в течение как минимум 15 минут работы.
Некоторое повышение температуры является нормой, и допустимая его степень определяется классом стойкости изоляции. Но, например, повышение температуры корпуса до 100°C явно свидетельствует о каких-либо проблемах в работе электродвигателя.
Только после этого двигатель соединяется с трансмиссией рабочего механизма и включается в работу под нагрузкой. Техническое обслуживание можно считать выполненным.
4. Общие замечания
Основная цель технического обслуживания – профилактика и своевременное обнаружение неисправностей. Если обнаруженные дефекты не являются крупными и серьезными, принимается решение об их устранении на месте в ходе ТО. Для произведения крупного и ответственного ремонта двигатели доставляются в специально оборудованный электроцех.
В систематическом техническом обслуживании нуждаются не только асинхронные электродвигатели. Но именно в их отношении такой необходимостью часто пренебрегают.
Однако отсутствие своевременного ТО чревато для двигателя серьезными поломками и неисправностями, устранение которых может занять много времени и сил. Могут возникнуть механические повреждения железа статора, обмотка двигателя может прийти в полную негодность, может случится даже возгорание в коробке или в рабочей полости двигателя.
Перечень работ при ТО по согласованию с главным инженером или главным энергетиком предприятия не обязательно должен быть именно таким, как предложено в этой статье. Решающее значение имеют условия работы: влажность окружающего воздуха, температура, пыльность помещения и, наконец, интенсивность работы. Те же факторы следует принимать во внимание и при определении периодичности проведения ТО асинхронных двигателей.

Техническое обслуживание электродвигателей

2.1 Осмотры, их периодичность и содержание
Осмотры электродвигателей, находящихся в эксплуатации, систем их управления и защиты проводят по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия. Осмотр и проверку целостности заземления проводят ежедневно (при наличии дежурного) .
При осмотре электродвигателей напряжением до 10 кВ (синхронных и асинхронных) контролируют температуру подшипников, обмоток, корпусов, нагрузку, вибрацию. Проверяют чистоту машины, помещения, охлаждающей среды, работу подшипников и щеточного аппарата, исправность ограждений.
Измерение температуры подшипников производят методом термометра. У подшипников качения измеряют температуру на внешнем кольце в момент останова машины, у подшипников скольжения — температуру вкладыша или масла, у подшипников скольжения с принудительной смазкой — температуру вкладыша или выходящего масла.
Если электрическая машина имеет со стороны привода общий с присоединенным механизмом подшипник, конструктивно принадлежащий этому механизму, то измерение температуры этого подшипника не входит в объем испытания электрической машины.
Предельная допустимая температура подшипников не должна превышать следующих значений: для подшипников скольжения 80 °С (температура масла при этом не должна быть более 65 °С), для подшипников качения 100 °С. Более высокая температура допускается, если применены специальные подшипники качения или специальные сорта масел при соответствующих вкладышах для подшипников скольжения.
2.2 Текущие ремонты, их содержание
При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
— проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
— чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединение проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции И выводных концов, смену электрощеток;
— смену и долив масла в подшипники.
При необходимости производят:
— полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
— промывку узлов и деталей электродвигателя;
— замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покровным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в случае необходимости), смену фланцевых прокладок;
— замену изношенных подшипников качения;
— промывку подшипников скольжения, их перезаливку, заварку и проточку крышек электродвигателя, частичную пропайку петушков; проточку и шлифование колец; ремонт щеточного механизма и коллектора; проточку коллектора и его продороживание; Сборку и проверку работы электродвигателя на холостом ходу и под нагрузкой.
2.3 Профилактические испытания электродвигателей. Сушка обмоток
В процессе обслуживания периодически проверяют сопротивление изоляции подшипников и двигателя. Для обмоток статора сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм, для обмоток ротора—1,5 МОм, для подшипников — 0,5 МОм. Если уровни изоляции не соответствуют указанным, обмотки сушат, а у подшипников проверяют и при необходимости заменяют изоляцию. Снижение электрической прочности объясняется способностью хлопчатобумажных и волокнистых материалов изоляции увлажняться.
О степени увлажнения изоляции машин судят по значениям сопротивления изоляции относительно корпуса и между обмотками и по коэффициенту абсорбции. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже 1,3 при использовании для измерения мегаомметра на 2500 В.
Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3) В. Если сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, то обмотки очищают от пыли и грязи, протирают бензином, холодным четыреххлористым углеродом и после просушки покрывают изоляцию слоем лака. Электродвигатель сушат обычно в неподвижном состоянии одним из следующих способов: горячим воздухом от воздуходувки, токами короткого замыкания или индукционными токами в стали статора.
Сушку изоляции проводят при температуре, близкой к максимально допустимой — 80—85 °С.
При сушке двигателя периодически измеряют сопротивление изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции для каждой обмотки. Полученные данные заносят в журнал сушки электродвигателя. Перед измерением сопротивления изоляции обмотку разряжают на землю не менее 2 мин, если незадолго до этого производилось измерение изоляции или испытание повышенным напряжением. Ввиду отсутствия нормальной вентиляции при сушке током осуществляют повышенный контроль за нагревом двигателя, если при достижении наивысшей допустимой температуры нельзя уменьшить напряжение на зажимах статора, нужно периодически отключать напряжение, требуемая температура сушки будет обеспечиваться перерывами в подаче тока в статор.
Сушку двигателя заканчивают, если коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции остаются неизменными в течение 3 — 5 ч при постоянной температуре. Обычно сушка двигателя, например АЗ-4500-1500, продолжается от 2 до 4 суток в зависимости от состояния изоляции.
При температуре 85 °С в начальный период сушки сопротивление изоляции обмоток электродвигателя постепенно понижается, а затем через 20—30 ч сопротивление изоляции начинает возрастать, температурная кривая повышается и к концу сушки сопротивление изоляции стабилизируется на значениях 250 — 300 МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится.
Сопротивления изоляции обмоток электрических машин после сушки должны быть не ниже:
— статоров машин переменного тока с рабочим напряжением выше 1000 В — 1 МОм на 1 кВ рабочего напряжения; до 1000 В —0,5 МОм на 1 кВ;
— якоря машин постоянного тока напряжением до 750 В — 1 МОм на 1 кВ.
— роторов асинхронных и синхронных электродвигателей, включая цепь возбуждения, — 1 МОм на 1 кВ, но не менее 0,2— 0,5 МОм;
— электродвигателей напряжением 3000 В и более: статоров — 1 МОм на 1 кВ, роторов — 0,2 МОм на 1 кВ
2.4 Температурный контроль обмоток
Температура обмотки статора не должна превышать на 75 °С, а обмотки ротора на 85 °С температуру охлаждающего воздуха. При профилактических осмотрах (не реже одного раза в 3 месяца) снимают щиты и производят тщательную очистку двигателя, прочищают лобовые части статорной и роторной обмоток, продувают чистым сжатым воздухом, выверяют воздушный зазор с обеих сторон. Во время работы наблюдают за состоянием смазки подшипников. Смазочные кольца не должны иметь как медленного, так и быстрого хода; масло из подшипников не должно попадать на обмотки. Для охлаждения двигателя используют воздух с температурой не выше 35 °С при относительной влажности не выше 75%, не содержащий пыли и взрывоопасных примесей. Если окружающая температура низка, то при длительных остановках двигателя нужно его прогревать током или другим способом, так чтобы температура обмоток была не ниже + 5 °С.
В случаях, когда температура окружающего воздуха превышает 35 °С, нужно снизить нагрузку двигателя так, чтобы нагрев его отдельных частей не превышал допустимых заводских значений. При нагреве обмотки или железа двигателя выше норм следует остановить двигатель и проверить вентиляционную систему. Особое внимание обращают на чистоту вентиляционных каналов статора и ротора, исправность вентиляционных крыльев.
Перегрев двигателя сверх допустимых температур в течение длительного времени резко сокращает срок службы изоляции обмоток и может привести к ее повреждению и аварии. Двигатель может нагреваться и от перегрузки током при неисправности амперметра. Поэтому, если во время осмотра обнаружено такое нарушение в работе, следует проверить контрольным амперметром ток двигателя и в случае его превышения по сравнению с номинальным снизить нагрузку. Меры по снижению температуры электродвигателя принимают в зависимости от причин, вызывающих перегрев.
Тепловой контроль за нагревом отдельных элементов электродвигателя осуществляют с помощью термометров сопротивления, включенных на логометр, и частично ртутными термометрами (рисунок 2).
Если цикл охлаждения замкнут, то температура 40 °С входящего в электродвигатель воздуха и 35 °С в возбудитель считаются нормальными.
Если температуры входящего воздуха отличаются от указанных, мощности, при которых следует использовать двигатель, не должны превосходить значений, указанных ниже:
Температура входящего воздуха, °С 55 50 45 40 30
Максимальная мощность, % номинальной 67,5 82,5 92,5 100 106

Рисунок 2 – Схема теплового контроля электродвигателя СТМ-4000-2:
А — электродвигатель, Б — возбудитель, В — воздухоочиститель, 1, 3, 14, 17 — места измерения температуры холодного воздуха, 2, 15, 16—горячего воздуха, 4, 11 — подшипники двигателя, 5, 7,9 — температура «меди», 6, 8, 10 — температура «стали», 12, 13 — подшипники возбудителя, 18 — холодная вода, 19 — горячая вода

Неисправности и ремонт электродвигателей

В настоящее время электродвигатели используются довольно часто. Их можно встретить и в пылесосах, и мясорубках, и стиральных машинах, и не только в бытовой технике, но и в производственном оборудовании. Неисправности электродвигателей тоже встречаются часто, которые могут привести к перерывам в работе оборудования. Для того чтобы такие перерывы вероятно меньше сказывались на реализации поставленных задач, нужно оперативно обнаружить источник неисправности и устранить её.

Дефекты электрической части двигателей

Более распространенными дефектами электрической части являются короткие замыкания обмоток электродвигателя и меж ними, замыкания обмоток на корпус, а также обрывы в обмотках или в наружной цепи (питающие кабеля и пусковая аппаратура).

В результате описанных поломок может иметь место:

  • отсутствие возможности запускать электродвигатель;
  • опасный нагрев его обмоток;
  • ненормальная скорость вращения электродвигателя;
  • ненормальный шум (гудение и стук);
  • неравенство тока в отдельных фазах.

Дефекты механической части электродвигателей

Из механических причин , вызывающих нарушение нормальной работы электродвигателей, чаще всего наблюдаются неисправности в работе подшипников. это нагрев подшипников, вытекание из них масла, а также в появлении ненормального шума.

Возможные причины возникновения неисправностей электродвигателей

Асинхронный электродвигатель включить не получается (перегорают предохранители или срабатывает защита). Причиной этого в электродвигателях с контактными кольцами может быть закороченное расположение пускового реостата или закороченное расположение контактных колец. В первом случае нужно пусковой реостат привести в нормальное (пусковое) положение, а во втором — приподнять приспособление, закорачивающее контактные кольца.

Включить электродвигатель не получается также из-за короткого замыкания в цепи статора. Обнаружить короткозамкнутую фазу можно на ощупь по повышенному нагреву обмотки. Ощупывание надлежит производить, отключив заранее электродвигатель от сети. Иногда место короткого замыкания можно обнаружить по внешнему виду обуглившейся изоляции.

Короткозамкнутую фазу можно обнаружить также измерением. Если фазы статора скреплены в звезду, то измеряют величины токов, потребляемых от сети отдельными фазами. Фаза, имеющая короткозамкнутые витки, будет потреблять больший ток, чем исправные фазы. При скреплении отдельных фаз в треугольник токи в двух проводах, подключенных к неисправной фазе, будут иметь крупные значения, чем в третьем, который соприкасается только с неповрежденными фазами. При измерениях пользуются пониженным напряжением.

Асинхронный электродвигатель при включении не трогается с места. Причиной этого может быть обрыв в одной или двух фазах цепи питания. Для поиска места обрыва прежде производят нapужный осмотр всех элементов цепи, питающей электродвигатель. При осмотре проверяют целостность предохранителей. Если при внешнем осмотре найти обрыв фазы не представляется возможным, то проводят необходимые измерения.

Фазу, в которой присутствует обрыв, определяют с участием мегомметра, для чего статор заранее отключают от питающей сети. Если обмотки статора скреплены в звезду, то один конец мегомметра соединяют с нулевой точкой звезды, после чего вторым концом мегомметра касаются последовательно других концов обмотки. Присоединение мегомметра к концу исправной фазы даст нулевое показание. Наоборот, присоединение мегомметра к фазе, имеющей обрыв, покажет крупное сопротивление цепи, т. е. присутствие в ней обрыва. Если нулевая точка звезды недоступна, то двумя концами мегомметра касаются попарно всех выводов статора. Прикосновение мегомметра к концам исправных фаз покажет нулевое значение. При прикосновении концов мегомметра к двум фазам, из которых одна является неисправной, мегомметр покажет крупное сопротивление, т. е. обрыв в одной из этих фаз.

В случае скрепления обмоток статора в треугольник нужно обмотку отсоединить в одной точке, после чего проконтролировать целость каждой фазы в отдельности.

Обмотка, имеющая обрыв, может быть иногда обнаружена на ощупь, так как она остается холодной. Если обрыв произойдет в одной из фаз статора во время работы электродвигателя, он будет продолжать работать, но начнет гудеть сильнее, чем в обыкновенных условиях.

Отыскание поврежденной фазы проводится так, как это указано выше.
Обнаружив фазу, имеющую обрыв, вольтметром со щупами определяют в ней место обрыва. Присоединив поврежденную обмотку к источнику напряжения, производят последовательную диагностику целости катушечных групп. Для этого щупами прокалывают изоляцию на обоих концах каждой группы и проверяют показания вольтметра. При проверке исправной группы вольтметр покажет напряжение, равное нулю, а при проверке неисправной — полное напряжение источника тока. После того как катушечная группа, имеющая обрыв, будет найдена, изоляция в местах прокола обязана быть восстановлена.
При работе асинхронного двигателя происходит сильный нагрев обмоток статора. Такое явление, сопровождается сильным гудением электродвигателя, и происходит при коротком замыкании в какой-либо обмотке статора, а также при двойном замыкании обмотки статора на основание.

Работающий асинхронный электродвигатель начал гудеть. Его скорость и мощность снижаются. Причиной нарушения порядка работы электродвигателя является обрыв одной фазы.

При включении двигателя постоянного тока он не трогается с места. Причиной этого могут быть перегорание предохранителей или обрыв в цепях питания, а также обрыв сопротивлений в пусковом реостате. Диагностику надлежит приступать с внимательного осмотра и измерения целости предписанных элементов. Проводится эта диагностика с участием мегомметра или контрольной лампы напряжением не выше 36 в. Если вышеуказанным путем не получается вычислить место обрыва, переходят к проверке целости обмотки якоря. Обрыв в обмотке якоря чаще всего наблюдается в местах соединений коллектора с секциями обмотки. Место повреждения находят, пользуясь методом измерения падения напряжения-между коллекторными пластинами. Двумя щупами подводят напряжение к соседней паре пластин, а двумя другими с милливольтметром измеряют падение напряжения меж этими пластинами. Если проверка производят на секции, имеющей обрыв, вольтметр покажет полную величину подведенного напряжения.

Другой причиной указанного явления может быть перегрузка электродвигателя. Проконтролировать это можно с участием пуска электродвигателя вхолостую,без нагрузки, для чего он заранее рассоединяется с приводным устройством.

При включении электродвигателя постоянного тока перегорают предохранители или срабатывает защита. Закороченное расположение пускового реостата может быть одной из причин указанного явления. В этом случае реостат переводят в нормальное пусковое расположение. Это явление может наблюдаться также при черезмерно быстром выводе рукоятки реостата, поэтому при повторном включении электродвигателя реостат выводят медленнее.

При работе электродвигателя наблюдается увеличенный нагрев подшипников. Одной из причин указанного явления может быть недостаточное или лишнее количество масла в подшипнике, что определяется проверкой уровня масла. Увеличенный нагрев подшипника может быть также обусловлен загрязнением масла или применением масла несоответствующих марок. В обоих случаях масло заменяют, промыв заранее подшипник бензином.

Причиной повышенного нагрева подшипника может быть недостаточная величина зазора меж шейкой вала и вкладышем подшипника.

При пуске или во время работы электродвигателя из зазора меж ротором и статором появляются искры и дым. Возможной причиной этого явления может быть задевание ротора за статор. Такое явление наблюдается при значительном износе подшипников.
При работе электродвигателя постоянного тока наблюдается искрение под щетками. Причинами такого явления могут служить неправильный выбор щеток, слабое нажатие щеток на ламели коллектора, недостаточно гладкая плоскость коллектора и неправильное размещение щеток. В последнем случае нужно передвинуть щетки, расположив их на нейтральной линии.

При работе электродвигателя наблюдается усиленная вибрация. Усиленная вибрация может объясняться несколькими причинами. Может сказываться, например, недостаточная надежность установки электродвигателя на фундаментной плите. Если вибрация сопровождается перегревом подшипника, это указывает на присутствие осевого давления на подшипник.

Заводы-изготовители электродвигателей в собственных инструкциях по использовании традиционно приводят список основных неисправностей, которые могут появиться при работе электродвигателя, и дают предписания по их удалению.

Неизбежность в быстрейшем устранении изъянов в работе обусловливается также и тем, что работа электродвигателя, имеющего маленькое повреждение, может привести к развитию дефекта что потребует в итоге сложного ремонта.

Метки:


П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Чтоб стиральная машина служила дольше
  • Способы продления срока службы стиральной машины автомат

    Сейчас у каждого в доме есть незаменимая помощница — стиральная машина автомат! Очень будет её нам не хватать, если она сломается. В этой статье вы узнаете: как можно продлить «жизнь» стиральной машинке.

    К написанию этой статьи подтолкнул довольно банальный случай — перегорел ТЭН в стиральной машине. Мастер по ремонту определил причину поломки… использование Калгона…

    Подробнее…

  • Серебритель воды.
  • Серебритель воды предназначен для получения «серебряной» воды в домашних условиях в профилактических и лечебных концентрациях. Прибор состоит из таймера, стабилизатора тока электродов, стабилизатора напряжения питания и опускаемых в сосуд с водой электродов.

    Подробнее…

  • Ремонт флешки своими руками
  • Перевод контроллера флэш в тестовый режим (замыканием выводов памяти)

    После некотрорых программных сбоев контроллера или микросхемы памяти, Windows не может определить подключённое устройство и при этом, операционная система не может установить соответствующий драйвер. Подробнее…

— н а в и г а т о р —

» позже Самодельная солнечная батарея на крыше Коды ошибок стиральных машин Indesit, Ariston раньше »


Популярность: 12 589 просм.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Ремонт агрегатов в системе отопления, работающих в паре с сетевым насосом

Технология ремонта электродвигателя в этом случае сводится к следующему алгоритму действий:

Для начала требуется снять кожух крыльчатки остывания, расположенный сзади, он закреплен крепежными элементами, количество которых может варьироваться, далее скидываем крыльчатку.

Проведите испытание, чтобы точно определить свободный ход в подшипниках сзади и спереди, с этой целью резко приподнимите мотор и верните его в исходное положение или подвигайте вперед и назад, выработавшие подшипники сразу дадут о себе знать.

Альтернативный способ диагностики достаточно прост: просто включите движок и послушайте, тогда можно услышать звук мотора. Для чего проводить такую предварительную работу – ведь было решено отремонтировать, в процессе диагностики вам станет понятно, есть ли необходимость чинить прямо сейчас или двигатель пока еще вполне работоспособный.

Поэтому обязательно возьмите себе на вооружение методы, как проверить электродвигатель, такие знания никогда лишними не будут. Если в процессе диагностики вы убедились, что подшипники порядком износились, поменяйте их незамедлительно, чтобы обошлось без неприятных сюрпризов в дороге.

Разборка мотора

Ремонт электродвигателя своими руками предполагает самостоятельную разборку мотора, которая осуществляется различными способами. Иногда достаточно движок повернуть, куда именно, зависит от того места, где он установлен. Бывают случаи, когда необходимо отсоединять кабель питания, при этом обязательно пометьте фазы, иначе при повторном подключении придется гадать, какой провод куда подсоединить.

Используйте съемник, чтобы снять или стянуть полумуфту.

Осмотрите корпус, обратите внимание на состояние боковых крышек, есть ли на них вытекающая смазка, при обнаружении уберите их. Если никаких следов нет, можно приступать к снятию крышек, крепежных элементов, как правило, насчитывается от 3 до 5.

Открутите болты на крышках, несильно постучите маленьким молотком по крышке с одной стороны, одновременно обеспечив другой натяжение. Простукивания выполняйте аккуратно, чтобы не обломить «ушки», что неизбежно повлечет за собой дополнительные расходы. Что понадобится для ремонта двигателя, так это аккуратность и умелые действия мастера.

Откиньте крышки, чтобы определить, понадобится ли доставать ротор из корпуса, или все ремонтные работы можно сделать на месте. Когда мощность двигателя меньше 17 квт, ротор просто вытаскивают и отводят в сторону, а если выше, то ремонт делают на месте.

Бывают случаи, что ротор большого двигателя приходится также доставать, тогда на вал ротора надевают трубы с соответствующими размерами и аккуратно извлекают его из статора, важно при этом не задеть обмотки.

После того, как вы разобрались с валом, займитесь снятием подшипников, удалите полностью вытекшую смазку с помощью авиационного керосина. Когда смазка залила обмотку, ее понадобится мыть и сушить, для просушки применяют 1 или 2 лампочки либо калорифер.

Виды ремонтных работ электродвигателя подразделяются с учетом типа неисправности, например: «провернувшийся» на валу подшипник, говоря другими словами, его посадка ослабла, необходимо наплавить вал с помощью электросварки и проточить его на токарном станке. Если подшипник имеет номер ниже, чем 309, его паяют оловом, такой ремонт имеет достаточно хорошие результаты.

Рассмотрим движок с мощностью до 100 квт, оснащенный подшипниками качения, когда двигатель работает в аварийном состоянии, при критической температуре, если не срабатывает термическая защита, увязка лопается.

Столкнувшись с подобной проблемой, выполните следующие действия:

  • Извлеките остатки обмотки.
  • Сделайте бандаж снова и нанесите на него слой лака, тогда увязка приклеится к обмоткам, она не будет болтаться в процессе эксплуатации и прослужит дольше.

Сборка мотора

Сборка производится в прямо противоположном порядке:

  • Подшипники нагреваются с помощью специального трансформатора, а потом насаживаются, нет необходимости покупать трансформатор – его можно изготовить самостоятельно.
  • После установки подшипника наденьте крышку спереди, и тогда подшипник зайдет в предназначенное для него гнездо.
  • Нагрейте полумуфту и посадите на место, установите ротор обратно, шплинтуя шпонкой.
  • Наденьте вторую крышку, затяните болты, простукивая аккуратно с помощью молотка или небольшой кувалды.
  • Проверните вал рукой, чтобы определить, насколько свободно он вертится, при перекосе вал будет тормозить.
  • Если все нормально, закрепите движок болтами и апробируйте, выполнив пробный пуск, убедившись, что все выровнялось, дайте движку поработать в течение 15 минут.

Когда подшипник прослаблен, наносят насечки с помощью керна, зубила, выполняют омеднение сварочным аппаратом.

Зная, как отремонтировать асинхронный электродвигатель, вы сможете починить долговечный электромотор разнообразных устройств таких, как заточные станки или мини-пилорамы. К самым простым и распространенным неполадкам относятся перегоревший предохранитель или сработавшая защита.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *