Паркетная доска орех однополосный

Трехполосный или однополосный? Какой вид паркета выбрать.

В магазине паркета в Краснодаре представлен широкий выбор изделий. При покупке первым делом вызывает интерес цвет и цена. Между тем стоит учитывать и конструктивные особенности доски. Важное значение имеет слойность – бывает паркет однослойный, двухслойный и трехслойный. В любом случае поверхностный слой выполняется из натуральных пород дерева.

Выбор паркетной доски может осуществляться в зависимости и от такого показателя, как число рядов плашек в верхнем слое. Производители предлагают однополосные, двухполосные, трехполосные и даже многополосные варианты, каждый из которых обладает своими характерными чертами. Желающие купить паркет в Краснодаре задаются вопросом: какая доска лучше? Рассмотрим особенности каждого вида.

Однополосный паркет

У этого вида ламель верхнего слоя цельная, она является удачной имитацией массивной доски. Ширина ламели может быть в пределах 138 – 188 мм, но бывают и более узкие сегменты. Внешне паркет смотрится респектабельно и достойно. Ввиду того что верхний, довольно широкий слой, выполняется из монолитного шпона, цена однополосной доски выше, чем многополосной.

Достоинства однополосного паркета:

  • оригинальный дизайн;

  • респектабельный внешний вид;

  • высокая износостойкость;

  • простота монтажа;

  • впечатление монолитности конструкции.

Благодаря большой поверхности декоративного слоя, представляющего собой цельный участок древесины, в полной мере проявляется живописность структуры дерева. Некоторые виды однополосного паркета отличаются наличием фасок, позволяющим использовать палубный способ укладки.

Имитация шва между половицами создает иллюзию пола из массивной доски. Однополосный паркет идеален для больших и просторных помещений , в небольших комнатах он смотрится непрезентабельно. К существенным недостаткам можно отнести возможность деформации при изменении влажности и резких перепадах температур.

Двухполосный паркет

Верхняя поверхность доски составлена из двух хорошо подогнанных друг к другу плашек шириной 85 – 100 мм, которые бывают удлиненными и укороченными. Первый вариант уместен в просторных помещениях, второй – в комнатах малой и средней площади. Представленный в ассортименте паркет от производителя поставляется с нанесенным на заводе готовым покрытием разнообразных оттенков.

Трехполосный паркет

Верхний слой выполняется из тройного ряда ламелей, которые могут быть разной длины и произвольного расположения. Благодаря богатым цветовым сочетаниям выглядят такие плашки оригинально и привлекательно. Относительно простая технология производства позволяет изготовителям устанавливать демократические цены на трехполосный паркет.

К неоспоримым достоинствам этого вида паркета относится неповторимый внешний вид и уникальная структура, способная придать ярких красок Вашему интерьеру. Положительный результат достигается за счет малой длины и узких размеров ламелей. Трехполосная доска – наиболее востребованный среди потребителей вариант. Популярность обусловлена привлекательной ценовой доступностью и современным визуальным стилем.

Возврат к списку

Какое напольное покрытие выбрать для гостиной или спальни, чтобы оно было красивым, натуральным и практичным? Все эти качества сочетает в себе паркетная доска, которая отлично вписывается в любой стиль интерьера, и при должном уходе будет служить десятки лет. Рост спроса на этот отделочный материал вызвал и постоянно увеличивающееся предложение. Выбрать паркетную доску при современном ассортименте – задача если не повышенной сложности, то уж точно требующая тщательной подготовки. Мы расскажем, по каким свойствам могут отличаться разные виды материала, и какого типа паркетная доска подойдет в том или ином случае.

№1. Из чего состоит паркетная доска?

Чтобы лучше понимать основные свойства материала и делать грамотный выбор, нужно знать структуру материала. Паркетная доска состоит из трех слоев:

  • верхний слой – это шпон ценных пород древесины. Может использоваться дуб, орех, вишня, тик, а также экзотические породы, типа мербау, венге и другие. Лицевой слой дополнительно покрывается лаком или маслом;
  • средний слой – ламели из хвойной древесины древесины, реже HDF-плиты. Волокна древесины этого слоя располагаются перпендикулярно волокнам древесины лицевого слоя, обеспечивая стабильность доске. Тут вырезают замковое соединение;
  • нижний слой – еловая древесина толщиной около 2 мм, служит для придания жесткости всей конструкции и для сопротивления выгибанию доски.

Общая толщина зависит от толщины всех слоев, а вот качество напрямую зависит от толщины внешнего слоя. Чем он толще, тем больше шлифовок выдерживает доска, а значит, тем выше ее долговечность.

№2. Какая доска лучше: однополостная или многополосная?

По количеству плашек, использованных для создания верхнего слоя, паркетную доску делят на такие виды:

  • однополосная, или Full Plank. Отделочный слой из натуральной древесины являет собой цельное полотно, не разделяется на отдельные части. Это самый дорогой и самый привлекательный вид паркетной доски, ведь уникальная структура дерева тут видна лучше всего. Некоторые производители делают однополосную доску с фасками по углам. В этом случае материал полностью имитирует массивную доску;
  • двухполосная доска состоит из двух рядов ламелей, которые тщательно подбираются по цвету и рисунку. Ламели могут быть поделены на несколько сегментов или же быть сплошными, а выбор в данном случае зависит от собственных предпочтений. В любом случае, структура дерева будет очень хорошо выражена;
  • трехполосная доска представляет собой три ряда смещенных друг относительно друга ламелей. Самый распространенный вид паркетной доски, который отлично вписывается в любое помещение;
  • четырехполосная доска, как и понятно из ее названия, состоит из четырех рядов отдельных ламелей;
  • многополосная доска появилась не так давно, представляет собой узор из небольших планок. В итоге получается покрытие с высокими декоративными качествами, в меру пестрое и хорошо передающее все оттенки натуральной древесины. Отлично впишется в интерьер, не перегруженный деталями, так как подобная доска способна сама стать его изюминкой.

№3. Какой размер паркетной доски необходим?

Одним из самых главных параметров, естественно, является толщина. Она может колебаться от 7 до 26 мм. Не рекомендуется выбирать паркетную доску тоньше 13 мм, ведь декоративный слой в таком материале не больше 2,5 мм, поэтому проведение циклевки исключено. Кроме того, такая доска недостаточно жесткая, что в итоге приводит к низкой долговечности. Грубо говоря, такую доску можно назвать одноразовой, и предназначена она для дешевого временного ремонта, пока не будет заменена более качественным и прочным вариантом.

Хороший выбор для жилых помещений – паркетная доска толщиной 14 мм и более. В этом случае толщина декоративного слоя составляет примерно 4 мм, а значит, материал можно будет несколько раз циклевать, возвращая ему идеальный внешний вид. Для общественных помещений отлично подходит доска с толщиной 20 мм и более: она нормально перенесет повышенную нагрузку и механические повреждения. Кстати, толстую паркетную доску часто укладывают не на бетонное основание, а на лаги пола, что актуально для домов старой постройки. Помните, что чем больше толщина доски, тем более теплым и тихим будет помещение, не говоря уже о практичности и долговечности.

Длина паркетной доски, как правило, составляет 2-2,5 метров. Чем длиннее материал, тем лучше гасится энергия шага, и тем меньше вероятность, что со временем доска начнем скрипеть.
Не рекомендуется выбирать паркетную доску с длиной менее 1,8 м, особенно, если она трехполосная. Смотреться она будет не очень, так как не удастся полностью имитировать штучный паркет, а со временем могут разойтись швы. Крупные производители не продают подобный материал, а вот некоторые отечественные компании предлагают такую доску. Встреть можно даже доску длиной около 1 м, это, скорее, отпиленные и отбракованные части, но и они находят применение на бюджетных строительных объектах. Ширина от 10 до 20 см, выбор зависит от собственных предпочтений.

№4. Что такое селекция планок и какую лучше выбрать?

Даже древесина одной и той же породы может значительно отличаться по внешнему виду, поэтому для достижения наилучшего внешнего вида проводят селекцию планок. Основывается отбор на таких параметрах, как:

  • способ распила;
  • наклон волокон;
  • цвет;
  • наличие, размер сучков и других дефектов.

Выделяют такие основные способы распила дерева:

  • радиальный. Распил проводится вдоль центральной оси дерева, а волокна при таком способе располагаются вдоль поверхности плашки. Подобный способ позволяет получить максимально равномерный цвет и рисунок, высочайшие эксплуатационные качества. С другой стороны, такой распил дает большое количество отбраковки, чем и объясняется высокая цена;
  • тангенциальный. Такой распил проводят по касательной к стволу дерева, поэтому рисунок годовых колец отчетливо виден. Подобный вариант обойдется дешевле, но внешне некоторым нравится даже больше, чем считающийся идеальным радиальный распил;
  • рустикальный. Может исполняться в любом направлении, поэтому рисунок доски получается неоднородным. Неплохо смотрится в отдельных типах интерьера.

С учетом типа распила, однородности оттенка и рисунка проходит селекция паркетной доски. Основные виды селекции:

  • радиал-селект. Слой древесины в этом случае отличается максимально ровной текстурой, не имеет сучков и прочих пороков. Подобный распил достаточно редко применяется для изготовления паркетной доски, так как поверхность его чересчур скучная и однообразная. Основная сфера применения – геометрический способ укладки щитового паркета;
  • селект. В такую селекцию входят только планки радиального распила с однородным цветом и красивым древесным рисунком, без сучков и дефектов. Используется при обустройстве классических интерьеров, обладает хорошей износоустойчивостью;
  • натур. В такую селекцию попадают доски радиального и тангенциального распила, допускается наличие сучков диаметром до 2 мм, прожилок и сердцевидных лучей. Такой паркет обладает красиво и ярко выраженной древесной структурой, могут быть перепады в цвете на несколько тонов, что вносит изюминку интерьер;
  • рустик. В этом случае селекцию проводят не по распилу, а по внешнему виду древесины. Главное требование – яркая живая окраска, а сучки и заболонь даже приветствуются. Такой паркет получается очень красивым, но некоторые находят его пестрым. Отлично подходит для стиля кантри;
  • эконом. Сюда попадает древесина разного типа распила, которая может заметно отличаться по окрасу и рисунку, имеет в наличии сучки и прожилки, могут быть даже трещины.

№5. Какую породу дерева выбрать

Хоть в паркетной доске только верхний слой представляет собой натуральное дерево, от него во многом зависят эксплуатационные качества материала. В продаже можно найти паркетную доску с использованием древесины как местных, так и экзотических пород. Наибольшим спросом пользуются такие варианты:

  • дуб. Лидер по твердости, износостойкости и долговечности, такой паркет не будет рассыхаться, а при изменении влажности будет не сильно менять линейные размеры;
  • бук. Отличается приятным светлым цветом и изысканной текстурой, но проигрывает многим другим породам древесины по твердости и стабильности;
  • орех. Плотная твердая древесина красивого цвета с ярко выраженной структурой. Хорошо переносит перепады влажности, неприхотлива в уходе;
  • ясень. По многим эксплуатационным качествам напоминает дуб, но отличается более светлым оттенком;
  • клен. Прочная и стабильная древесина светлого цвета;
  • вишня. Обладает редким розоватым оттенком, который способен внести в интерьер изюминку.

Паркетная доска Barlinek: дуб, ясень, ель. Приобрести можно фирменных салонах компании «Барлинек», а также у партнеров в большинстве регионов РФ. Группа Barlinek является крупным производителм многослойных напольных покрытий из дерева. Объём производства более 11 млн м² в год.

Сегодня растет спрос и на паркетную доску с верхним слоем из экзотических пород деревьев:

  • венге. Древесина имеет очень темный, почти что черный оттенок и красивый выраженный рисунок. За счет уникальной структуры отлично противостоит нагрузкам, ударам и изгибам, поэтому служить будет очень долго. Единственный минус – высокая цена, обусловленная редкостью;
  • мербау. Древесина коричневого цвета с золотистыми прожилками. Благодаря природным маслам не поражается плесенью. За счет рекордной твердости очень хорошо ведет себя в эксплуатации;
  • ятоба. Обладает прочной и твердой древесиной, ее сложно обрабатывать, но в результате можно добиться зеркальной поверхности. Дерево уникально тем, что участки ствола без сучков достигают 23 м;
  • кемпас. Древесина имеет золотисто-оранжевый оттенок, высочайшую твердость и плотность. Ее практически невозможно поцарапать, а вот значительные перепады влажности могут негативно на нее повлиять.

Два нижних слоя изготавливаются из древесины более дешевых пород. Часто в этих целях используются хвойные породы, в т.ч. сосну и ель. Иногда можно встретить паркетную доску, где несущие слои выполнены из древесины гевеи. Это дерево отличается наличием большого количества смол, за счет чего обладает отличной влагостойкостью и устойчивостью к деформациям.

№6. Нужна ли специальная обработка?

Древесину могут поддавать воздействию высоких температур (до 1950С), чтобы она приобретала новые ценные эксплуатационные качества. Термообработанная древесина становится более стабильной, менее подверженной набуханию и рассыханию, а царапины на ней остаются практически незаметными. Некоторые породы древесины (бук, ясень, береза) из-за подобного температурного воздействия могут получить чувствительность к солнечным лучам и постепенно выцветать под их воздействием.

Дубовую древесину часто поддают брашированию. Кольца деревьев, образованные весной, менее прочные, чем те, что появились зимой или осенью. Браширование предполагает удаление с помощью жестких щеток более мягких древесных волокон. В результате получается более прочная и объемная поверхность.

Брашированная древесина дуба

№7. Какое покрытие выбрать?

Огромное преимущество паркетной доски – это то, что она покрывается защитным слоем еще у производителя, и ненужно тратить время и деньги на самостоятельную обработку. Материал может покрываться лаком или маслом. Часто светлые доски покрывают лаком, а темные – маслом, но могут быть и исключения. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества покрытия лаком:

  • большая износоустойчивость, чем при покрытии маслом. При нормальных условиях эксплуатации такую паркетную доску нужно будет реставрировать каждые 6-10 лет, а аналог с масляным покрытием – каждые 4-5 лет;
  • при желании изменить внешний вид пола лак можно снять и обработать паркетную доску маслом. Обратный процесс невозможен;
  • можно получить глянцевое покрытие при использовании специальных лаковых составов;
  • стоимость лакового покрытия меньше, чем масляного.

Преимущества покрытия маслом:

  • более натуральный внешний вид, наощупь такая доска приятней;
  • лучше подходит для системы теплых полов;
  • лучше, чем лаковое покрытие, переносит перепады влажности и температуры;
  • простота реставрации. Поврежденную доску с масляным покрытием можно отремонтировать локально, что невозможно при использовании лакового покрытия;
  • более длительный срок эксплуатации материала;
  • с масляным защитным покрытием паркетная доска лучше «дышит».

№8. Какой замок лучше?

Сегодня многие крупные производители выпускают продукцию с замками собственной разработки, которые имеют уникальные свойства. Фактически каждый из них является усовершенствованным вариантом одного из двух главных типов замков – Lock и Click. В любом случае соединение происходит благодаря наличию на досках шипа и паза, а вот их форма и наличие дополнительных элементов и становится отличием.

В замках типа Lock, или прямых замках шип и паз расположены параллельно самой доске. Паз имеет специальную гребенку, при попадании в которую шип плотно фиксируется. Установка таких паркетных досок напоминает сбор пазла. Элемент с шипом плотно прижимается к доске с пазом и забивается при помощи киянки. При этом высока вероятность повредить замковую систему, поэтому укладку такой паркетной доски лучше доверить опытным специалистам. Тем не менее, даже качественный монтаж не застрахует вас от того, что гребенка со временем начнет стираться, ослабляя соединение и провоцируя появление щелей. Иногда при монтаже такой доски используется клей, но и с ним работать нужно осторожно.

Замки типа Click, или же поворотные замки, более современные и практичные. За счет особенностей замка процесс укладки упрощается, а прочность соединения увеличивается. При монтаже доску с выступом прикладывают к уже установленной доске с пазом под углом в 450, а потом опускают до характерного щелчка. Испортить такой замок сложно, а в дальнейшем можно несколько раз разбирать и заново собирать пол.

На основе Click-замков крупные производители предлагают собственные разработки, наиболее интересными, удобными и практичными являются следующие:

  • Uniclic от компании Quick-Step. Конструкция замка позволяет производить монтаж досок, располагая их под углом или без него, как бы вдвигая одну доску в другую. Дополнительные инструменты не понадобятся, а для себя можно выбрать наиболее удобный угол установки, результат в любом случае будет одинаково превосходным. Такие замки располагаются по всем торцам доски, а пол в итоге выглядит бесшовным. Зазоры образовываться не будут, так как отсутствует место для смещения. Производитель дает на эту замочную систему бессрочную гарантию;
  • T-Lock (Tarkett Lock) от компании TARKETT также принадлежит к замкам типа Click, несмотря на название. Считается одним из самых прогрессивных и практичных на сегодняшний день. Замок отличается повышенной шириной, его элементы соединяются под небольшим углом с характерным щелчком. Возможность устанавливать элементы под небольшим углом удобна особенно тогда, когда приходится работать с труднодоступными местами.

№9. Что еще учесть при выборе?

Вот еще несколько полезных советов, которые помогут вам выбрать качественную паркетную доску:

  • покупку лучше осуществлять в магазине. Лично можно не только оценить качество изделия, но и настоящий цвет, что для отделочного материала крайне важно. Лучше оценивать оттенок в светлое время суток при естественном солнечном освещении;
  • в паркетной доске, состоящей из нескольких полос, ламели не должны выступать. Исключение делается для древесины, хорошо впитывающей влагу (вишня, бук, клен, береза);
  • светлые полосы на темном паркете могут возникать, если лак был нанесен без предварительного грунтования, что является нарушением и в итоге приведет к растрескиванию лакового покрытия;
  • в идеале паркетная доска должна иметь слабый запах дерева или жженого дерева, если использовалась термообработка. Наличие посторонних запахов должно насторожить;
  • для склеивания слоев паркетной доски необходим качественный экологичный клей, причем в достаточных количествах. Недобросовестные производители могут использовать его меньше, чем нужно, или же заменять вредным для здоровья составом. Экономить могут и на не самых экологичных лаках и маслах.

Чтобы обезопасить себя, лучше доверять продукции компаний, которые уже давно представлены на рынке. Они много работали, чтобы сделать свою марку узнаваемой и вызвать доверие к ней, поэтому портить себе репутацию низким качеством не будут.

Метки:Доска, Напольное покрытие

Вопрос, поставленный авторами в заголовке статьи, вообще говори, не нов. Во времена ламповой техники двухполосные усилители НЧ были не редкостью. Предпочтение, отдававшееся таким усилителям, кроме уменьшения интермодуляционных искажений, обусловливалось в значительной степени трудностями изготовления широкополосных выходных трансформаторов, согласующих усилительный тракт с громкоговорителем. Пришедшие на смену лампам транзисторы сняли проблемы выходного трансформатора и за довольно короткое время позволили создать широкополосные усилители с весьма высокими характеристиками: рабочим диапазоном частот от единиц герц до десятков килогерц, коэффициентом гармоник порядка сотых и даже тысячных долей процента и т. д. В результате у многих радиолюбителей и специалистов сложилось мнение, что чуть ли не единственный путь к достижению высококачественного звуковоспроизведения — это дальнейшее совершенствование широкополосного усилительного тракта, создание усилителя с практически идеальными характеристиками. Однако, как убедительно доказывают авторы статьи, этот путь не самый простой и, главное, не самый эффективный. Верность звучания во многом зависит от громкоговорителя. А здесь достижения более скромны, чем в схемотехники усилителей. Широкополосных головок, одинаково хорошо преобразующих электрические колебания в звуковые во всем диапазоне частот, притом с малыми нелинейными и интермодуляционными искажениями, пока что нет, а многоголосным громкоговорителям свойствен ряд существенных недостатков, обусловленных применением в них пассивных разделительных фильтров. в этой ситуации существенно улучшить качество звуковоспроизведения можно только при использовании многополосного усилителя с разделительными фильтрами на входе. Особо следует отметить и такое, пока что еще очень важное для радиолюбителей преимущество многополосных усилителей как возможность их изготовления из доступных деталей.

Приступая к разработке высококачественного звуковоспроизводящего комплекса, радиолюбители нередко сосредоточивают все усилия на достижении близких к идеальным параметров электрического тракта, в частности такого его звена, как широкополосный усилитель мощности. Стремление получить минимальные искажения всех видов при сравнительно большой (несколько десятков ватт) выходной мощности и достаточном запасе устойчивости приводит обычно к созданию сложных как в схемном, так и в конструктивном отношении устройств. Тем не менее, даже с таким усилителем мощности качество звуковоспроизведения во многих случаях получается недостаточно невысоким. Причина здесь — в игнорировании того в общем-то известного факта, что качество звучания во многом определяется параметрами громкоговорителя. Полученные при испытаниях на чисто активной нагрузке высокие параметры усилителя часто не реализуйся при согласовании с громкоговорителем. Именно поэтому одной из важнейших задач становится схемотехническое усовершенствование усилителя мощности для улучшения его согласования с громкоговорителем.

Проблем здесь несколько. Одна из них — необходимость хорошего электрического демпфирования подвижной системы низкочастотной динамической головки громкоговорителя. Только при выполнении этого условия воспроизведенный ею звуковой импульс будет иметь те же форму и длительность, что и электрический. Хорошо демпфированный громкоговоритель почти безынерционно возбуждается электрическим сигналом и прекращает излучение звуковых колебаний сразу после его окончания. При недостаточном демпфировании подвижная система головки продолжает колебаться еще некоторое время и после снятия сигнала, но уже не с его частотой, а с частотой собственного резонанса. В результате возникает неравномерность АЧХ громкоговорителя по звуковому давлению. На слух это воспринимается как характерное “бубнение”.

Для ускорения затухания свободных колебаний подвижной системы головки обычно используют шунтирование звуковой катушки малым выходным сопротивлением усилителя мощности. Но здесь-то и возникает проблема — включение пассивных разделительных фильтров между выходом усилителя и динамическими головками многополосного громкоговорителя ухудшает электрическое демпфирование.

Другая проблема — в трудности создания разделительных фильтров, к которым предъявляются требования высокой крутизны скатов АЧХ звеньев, малой неравномерности суммарной АЧХ и линейности ФЧХ в полосе пропускания. Первое из этих требований обусловлено резким ухудшением характеристик динамических головок на краях их номинальных диапазонов частот. Особенно это относится к средне- и высокочастотным головкам, у которых перекрытие номинальных диапазонов воспроизводимых частот, как правило, сравнительно невелико. Именно поэтому разделительные фильтры для этих головок должны обладать АЧХ с крутыми скатами: при октавном (относительно частоты раздела соседних полос) запасе по номинальному диапазону воспроизводимых частот необходимо применять фильтры с крутизной ската АЧХ не менее 12дБ на октаву. Простейшие фильтры с крутизной 6 дБ на октаву можно использовать лишь в том случае, если запас по частоте составляет не менее двух октав.

Следует иметь в виду, что не все фильтры с высокой крутизной скатов АЧХ обеспечивают малую неравномерность суммарной АЧХ. С этой точки зрения наиболее подходят для применения в многополосных громкоговорителях так называемые фильтры Баттерворта первого (крутизна 6 дБ на октаву) и третьего (18 дБ на октаву) порядков, сопряженные по уровню -3 дБ (0,707). Часто используемые фильтры этого типа второго порядка (12 дБ на октаву) имеют недостаток:

при синфазном включении соседних по частоте динамических головок в суммарной АЧХ появляется провал до нуля, а при противофазном — выброс на 3 дБ.

Типовые разделительные фильтры даже с ровной суммарной АЧХ нередко являются причиной возникновения фазовых искажений, влияние которых на форму выходного сигнала особенно проявляется вблизи частоты раздела fp. Это наглядно видно из рис. 1, где показаны изменения, которые претерпевает сигнал в виде симметричных прямоугольных импульсов длительностью, примерно равной 1/fp, пройдя через разделительный фильтр с нелинейной суммарной ФЧХ (рис. 1, г). Если на частоте раздела средне- и высокочастотной полос эти искажения допустимы, так как мало сказываются на качестве звучания, то в области частот раздела средне- и низкочастотной полос их желательно устранить, поскольку именно здесь сосредоточены наибольшие среднестатические уровни реального сигнала, и к тому же чувствительность слуха максимальна.

Для неискаженной передачи сигналов импульсного характера, кроме ровной суммарной АЧХ, необходимо обеспечить одинаковую временную задержку tзвсех составляющих сигнала при прохождении через разделительный фильтр. Форма выходного импульсного сигнала для фильтра с линейной суммарной ФЧХ (ее, в частности, можно получить, используя фильтры первого порядка) показана на рис. 1, а.

Не менее важной проблемой при согласовании усилителя мощности с громкоговорителем являются интерференционные искажения звукового поля в зоне прослушивания, неизбежные при воспроизведении двумя головками колебаний в общей полосе частот. Если расстояния от звуковых катушек (вернее центров излучения) головок до слушателя отличаются на величину Dr, то в месте прослушивания наблюдаются интерференционные спады звукового давления при значениях Dr = u (2n+1)/2f = l(2n+1)/2. где u- скорость звука в воздухе, равная 343 м/с; l и f- соответственно длина волны и частота колебаний (на частоте 1 кГц l/2 = 0,143 м); n = 0,1,2… Если в одной полосе частот работают несколько головок, то для уменьшения интерференционных искажений в горизонтальной плоскости их необходимо расположить на одной вертикальной линии. Интерференция в вертикальной плоскости скажется на качестве звучания меньше, если головки разместить на уровне головы слушателя и по возможности ближе одну к другой. К сожалению, полностью избавиться от подобных искажений не всегда удается даже при использовании в каждой полосе частот всего по одной головке. В этом случае интерференция возникает в области частоты раздела, где сигналы, излучаемые, например, средне- и низкочастотной головками, близки по уровню. Интерференционные искажения отчетливо слышны при перемещении слушателя относительно громкоговорителя, излучающего синусоидальный сигнал, частота которого находится в области частоты раздела полос.

Для уменьшения влияния интерференции, помимо соблюдения электрической полярности сигналов, целесообразно размещать все головки громкоговорителя на одной вертикальной линии возможно ближе одну к другой и стремиться к тому, чтобы их звуковые катушки находились в одной фронтальной плоскости.

Если по тем или иным причинам смещать головки в глубину корпуса громкоговорителя нежелательно, следует выбрать частоту раздела низко- и среднечастотной полос невысокой. В этом случае взаимные фазовые сдвиги излучаемых головками колебаний будут достаточно малы и на качестве звучания скажутся меньше. Что касается фазовых сдвигов в области частоты раздела средне- и высокочастотной полос, то бороться с ними значительно сложнее, так как на этих частотах Dr = l/2 очень малы. Тем не менее, их влияние на качество звучания можно ослабить, применив фильтры с большой крутизной скатов АЧХ и выбрав частоту раздела достаточно высокой, т. е. вне диапазона среднестатического распределения наибольших уровней звукового сигнала и наибольшей чувствительности слуха.

Все рассмотренные проблемы решаются проще и с лучшим эффектом при использовании многополосных усилителей мощности с активными RC-фильтрами на входе вместо пассивных фильтров, применяемых в громкоговорителях, предназначенных для работы с широкополосным усилителем. К сожалению, среди радиолюбителей распространено мнение, что, например, трехполосный усилитель мощности, втрое сложнее и дороже однополосного. Но, если говорить о действительно высококачественном звуковоспроизведении, это далеко не так, в чем нетрудно убедиться, если проанализировать весь комплекс вопросов разработки высококачественного звуковоспроизводящего комплекса с широкополосным усилителем мощности. В самом деле, кроме недостатков, вытекающих из сказанного выше, — сложность расчета и построения пассивных разделительных фильтров выше первого порядка с равномерной суммарной АЧХ и линейной ФЧХ;

сложность согласования каждой из головок громкоговорителя с выходом усилителя для получения равномерной суммарной АЧХ по звуковому давлению (используемые иногда для этой цели резистивные делители снижают КПД комплекса и ухудшают демпфирование);

снижение степени демпфирования низко- и среднечастотной головок из-за включения активной составляющей фильтра последовательно с низкоомной звуковой катушкой; потери мощности в пассивном фильтре и, наконец, необходимость изготовления крупногабаритных катушек индуктивности и приобретения конденсаторов большой емкости для разделительного фильтра, — однополосному усилению свойствен и такой недостаток, как необходимость иметь большой запас по выходной мощности.

Дело в том, что реальный максимально допустимый уровень низко- и среднечастотных составляющих при воспроизведении звуковой программы оказывается значительно меньшим, чем полученный при налаживании усилителя по синусоидальному сигналу. Наложенные на составляющие низких частот средне- и высокочастотные составляющие первыми достигают границ динамического диапазона усилителя мощности, и для того, чтобы они были воспроизведены без ограничения, однополосный усилитель должен иметь примерно двойной (по сравнению с многополосным) запас выходной мощности. Важно также, чтобы однополосный усилитель имел малые интермодуляционные и так называемые динамические интермодуляционные искажения. Для уменьшения последних приходится ограничивать глубину общей ООС, а это приводит к росту нелинейных искажений, ухудшению степени демпфирования громкоговорителя (из-за увеличения выходного сопротивления усилителя). Устранение этих недостатков приводит к значительному усложнению усилителя.

Наконец, применение в широкополосном усилителе ЭМОС требует (для обеспечения устойчивости) введения RС-цепи, ограничивающей диапазон ее действия. Для компенсации возникающего при этом подъема АЧХ на низших частотах требуется дополнительная частотная коррекция усилителя мощности.

Указанные недостатки проявляются значительно слабее, а некоторые из них полностью отсутствуют в многополосных усилителях мощности с активными разделительными фильтрами на входе. Простые расчеты показывают, что по сравнению с одним (широкополосным) усилителем, многополосный при той же выходной мощности позволяет использовать более низкое напряжение питания. Следствием этого являются уменьшение габаритов усилителя (благодаря использованию сравнительно небольших по размерам низковольтных электролитических конденсаторов в фильтре выпрямителя и для связи с нагрузкой, а также меньшим размерам теплоотводов транзисторов оконечных каскадов), увеличение его КПД, более широкие возможности выбора (по напряжению эмиттер — коллектор и частотным параметрам) всех транзисторов усилителя. В частности, в оконечном каскаде низкочастотного канала можно использовать недорогие германиевые транзисторы типов П210, П217 и т. п., достоинство которых — малое напряжение насыщения эмиттер — коллектор.

В многополосном усилителе мощности разделительный фильтр ограничивает уровень высокочастотных составляющих сигнала, поступающих на входы низко- и среднечастотного каналов, что отвечает известным рекомендациям по уменьшению динамических интермодуляционных искажений. В то же время высокочастотный канал имеет большой запас линейности амплитудной характеристики, так как после ФВЧ уровень высокочастотных составляющих в соответствии со статистикой реального музыкального сигнала очень мал, и динамические искажения здесь практически не возникают. Благодаря этому во всех каналах можно использовать простые усилители мощности с глубокими ООС.

В многополосных усилителях нет потерь мощности в разделительных фильтрах, имеются широкие возможности в реализации активных разделительных фильтров высоких порядков с равномерной суммарной АЧХ. Возможно построение фильтров выше первого порядка с линейной суммарной ФЧХ. Благодаря непосредственному (без фильтра) подключению головок к выходу усилителя не возникает проблемы с их электрическим демпфированием и согласованием по уровню звукового давления в каждой полосе частот (последнее делают простой установкой требуемых коэффициентов усиления каждого из усилителей). Принципиальная схема возможного варианта активного разделительного фильтра для трехполосного усилителя мощности показана на рис. 2.

Для разделения низко- и среднечастотной полос использованы ФНЧ и так называемый фильтр дополнительной функции (ФДФ) на транзисторе V1.Выходной сигнал этого фильтра представляет собой разность между входным сигналом и сигналом, прошедшим через ФНЧ. Достоинства такого способа разделения полос — простота настройки и стабильность характеристик (вследствие их автоматической сопряжения). равномерные суммарные АЧХ н ФЧХ, а следовательно, и идеальное воспроизведение импульсных сигналов; недостатки- малая крутизна ската АЧХ ФДФ (6 дБ на октаву независимо от порядка используемого ФНЧ) и “выбросы” на ней вблизи частоты среза, если порядок ФНЧ выше первого. Для уменьшения “выбросов” сопротивления резисторов R1, R2 и емкость конденсаторов С1, С2 выбраны одинаковыми. Частота раздела fр1 = 1/4pR1С1 = 500 Гц.

Для разделения средне- и высокочастотной полос применены ФНЧ и ФВЧ четвертого порядка. Каждый из них составлен из двух (на транзисторах V2, V3 и V4, V5) соединенных последовательно фильтров Баттерворта второго порядка.

Частота раздела выбрана как среднегеометрическое между нижней границей номинального диапазона частот высокочастотной и верхней границей диапазона среднечастотной головок.

АЧХ звеньев разделительного фильтра изображены на рис. 3. Суммарная АЧХ фильтра не имеет ни провалов, ни “выбросов”. В области наибольших среднестатистических уровней сигнала и наибольшей чувствительности слуха суммарная ФЧХ линейна, что важно для хорошего воспроизведения импульсных сигналов.

При использовании резисторов и конденсаторов с допускаемым отклонением от номинальных значений не более ±5% фильтр настройки не требует. Группа ТКЕ конденсаторов C1, С2, С5-С12-М47, М75, М750, Ml 500 (С1 и С2 — могут быть и группы H30).

Для исключения взаимовлияния средне- и низкочастотной головок, облегчения борьбы с интерференционными искажениями и обеспечения возможности поворота осей отдельных излучателей в горизонтальной плоскости было выбрано акустическое оформление в виде трех поставленных друг на друга независимых ящиков в каждом стереоканале. Громкоговоритель низкочастотной полосы — фазоинвертор. Его корпус с внешними размерами 345 х 295 х 635 мм изготовлен из древесностружечной плиты толщиной 20 мм. Все стенки, кроме передней, оклеены изнутри рубероидом, поверх которого наклеены листы из пенополиуретана (поролона) толщиной 20 мм. Свободный внутренний объем корпуса (без головки и туннеля фазоинвертора) — 36 дм3. Головка 6ГД-2 закреплена в верхней части передней панели. Расстояние от центра ее диффузора до плоскости верхней стенки корпуса составляет 150, а до центра туннеля — 240 мм. Внутренний диаметр туннеля — 55, длина — 185 мм. Частота настройки — 30 Гц.

Акустическое оформление средне- и высокочастотного громкоговорителей — закрытые ящики из фанеры толщиной 8 мм с внешними размерами соответственно 310 х 250 х 210 и 95 х 125 х 175 мм. Головки этих громкоговорителей установлены одна над другой. Корпус среднечастотного громкоговорителя заполнен ватой.

С выходами полосных усилителей громкоговорители соединены короткими проводами большого сечения.

Благодаря разделению полос на входе и использованию головок с хорошей отдачей оказалось возможным применить сравнительно маломощные полосные усилители (6 Вт — на низких, 4 Вт — на средних и 2 Вт — на высоких частотах) при невысоком напряжении питания (± 14 В). Каждый стереоканал обеспечивает уровень звукового давления около 100 дБ на расстоянии 1 м от акустической системы. Качество звучания достаточно высокое.

При использовании головок с меньшим значением Рср.ст выходную мощность полосных усилителей для получения того же уровня звукового давления необходимо, естественно, увеличить. Например, если для низкочастотной полосы выбрана головка 25ГД-26 (Рср.ст = 0,15 Па), то выходная мощность соответствующего усилителя должна быть не менее 24 Вт. Однако преимущества многополосного усиления мощности ощутимы и здесь, так как широкополосный усилитель (с учетом потерь в пассивном фильтре громкоговорителя и запаса мощности для неискаженного воспроизведения всех составляющих сигнала) в этом случае должен был бы обладать выходной мощностью вдвое большей (а это потребовало бы увеличения напряжения питания и применения более дорогой элементной базы).

Итак, комплексное рассмотрение Вопросов согласования усилителя мощности с громкоговорителем показывает, что для достижения действительно высококачественного звучания приходится идти на значительное усложнение широкополосного усилителя. Многополосные усилители в этом отношении значительно проще и, что очень важно для подавляющего большинства радиолюбителей, могут быть собраны из доступных деталей. Учитывая это, а также принимая во внимание тот факт, что высокие качественные показатели многополосных систем при воспроизведении реальных сигналов можно получить значительно проще, чем при использовании одного, широкополосного усилителя, можно сделать вывод, что затраты времени и средств на изготовление многополосной системы не превысят затрат на постройку широкополосного усилителя с многополосным громкоговорителем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иофе В. К.. Корольков В. Г.. Сапожков М. А. Справочник по акустике. Под общ. ред. М. А. Сапожкова. М., Связь, 1979.
  2. Эфрусси М. М. Громкоговорители и их применение. М., Энергия, 1976 (МРВ, вып. 919).
  3. Левинзон Г. Л., Логинов А. В. Высококачественный усилитель низкой частоты. М.. Энергия. 1977 (МРБ. вып. 951).
  4. Reinhard О. Auf dem Weg zumOptimalen Laut-sprechersystem.-Funkschau, 1977. № 3, s. 115- -117.
  5. Lautsprecherkombinationen — elektrische Weichen. Phasenfehler.- Funkschau, 1978, № 20, s. 969-972; №? 24. s. 1209-1212.
  6. Салтыков О. ЭМОС или отрицательное выходное сопротивление? — Радио, 1981, № 1, с. 40-45.

Радио № 4 1980г.

Анатомия акустических систем: споры о широкой полосе

Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.

Дискуссии на тему: имеет ли размер значение , что лучше – одна широкая или много узких, сотрясает форумы филофонистов и меломанов не один год. Как и прежде я не намерен ставить в спорах точку и лишь подготовлю почву для дискуссии, подробно изложив некоторые факты, и обозначу собственное субъективное мнение о проблеме.
Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).

Суть споров

Практика применения широкополосных динамических излучателей и АС, созданных на их основе, сформировала устойчивый стереотип о том, что чем шире частотный диапазон электродинамического излучателя, тем ниже его линейность. Соответственно, у подавляющего большинства широкополосных излучателей, как правило, не очень ровная АЧХ, также для многих излучателей этого типа характерен высокий уровень гармоник и интермодуляционных искажений.

Такое мнение подтверждается целым рядом чистых, с точки зрения физики звука и психоакустики, экспериментов, проведенных за последние 40 лет. В экспериментах сравнивались широкополосные и многополосные АС. В связи с наличием серьёзных недостатков (низкая линейность компонентов, оборудованных широкополосными излучателями), подавляющее большинство производителей отказались от широкой полосы и стали выпускать многополосную акустику.

Противники многополосной акустики утверждают, что низкая линейность динамиков подобных систем с лихвой компенсируется отсутствием «ужасных фазовых искажений», «чудовищных проблем» с линейностью кроссоверов, разделяющих звук на полосы.

Иными словами: у многополосников фильтры «безбожно крутят фазу», что «ужасно» отражается на звуке. Кроме того, не редко заявляется о том, что пассивные кроссоверы способны существенно ухудшить динамические характеристики системы, снизить детальность звучания и сделать его «плоским». Перечисленные недостатки относятся в основном к пассивным кроссоверам, а недостатком активных является их стоимость.

Кроме прочего, приверженцы широкополосных АС часто апеллируют к неким магически-метафизическим особенностям влияния, воспроизведённого ими звука. В качестве демонстрации «магического» воздействия звука, издаваемого такой АС, приведу одну цитату (она вполне отражает мнение тех, кто апеллирует к «шаманизму» в этом вопросе):

«Но с другой стороны, сам не заметив, я через какое-то время я перешел от анализа звучания к прослушиванию музыки. Ставил композицию за композицией, слушал час вместо запланированных 10-15 минут. Потом появилось очень интересное ощущение — захотелось подпевать за исполнителем, попытаться сыграть аккорд за инструментом — хотя и то и другое после привычной уху самоделке на СканСпиках разбиралось с трудом =). Выключив аппаратуру, ушел в очень положительном настроении — появилось ощущение, что услышал что-то то, что никогда не слышал раньше — что именно, сказать сложно. Но — получается правы те, кто говорит о какой-то магической стороне широкополосников…»
(орфография и пунктуация сохранены)

Многополосные АС

Объективно, подавляющее большинство многополосных АС обладают рядом преимуществ. Для большинства многополосных систем с пассивными кроссоверами характерны:

  • Более равномерная АЧХ, в сравнении с широкополосными системами;
  • Частотный спектр, достаточный для воспроизведения всех слышимых частот (20 Гц – 20кГц против 60 – 18 000 Гц у большинства широкополосных);
  • Меньшая чувствительность, но за счет этого большая линейность компонента;
  • У систем высокого класса, как правило, решена проблема фазолинейности фильтров (фазовые задержки находятся за порогом человеческого восприятия).

АС с активными кроссоверами обладают теми же достоинствами, при этом имеют значительно меньшее количество проблем с ФЧХ и большую крутизну среза (порядка 10-25 Дб). Основной недостаток систем с активным кроссовером является стоимость, они, как правило, в 2-3 раза дороже своих пассивных собратьев.

АЧХ качественной трехполосной акустики
Как я уже отмечал, помимо сложности конструкции и цены для многополосных систем характерно наличие фазочастотных искажений. При этом следует учитывать, что этот тип искажений может быть заметен только в случае, если превышаются пороги слышимости ГВЗ (которые в области 2 кГц составляют около 1 мс). Подавляющее большинство производителей акустических систем ориентируются на этот критерий с середины 90-х по нынешнее время.

«За» и «против» широкой полосы

Несмотря на «засилье» многополосной акустики на современном рынке, не все компании отказались от разработок в области «широкой полосы». Так, например, компании В&С, BHL, P.audio, Edge и Beyma считают исследования в этой области оправданными и продолжают выпускать широкополосные динамические громкоговорители высокой чувствительности. В частности, этими компаниями были предложены технические решения, позволяющие увеличить диапазон ВЧ подобных динамиков. Это было сделано за счет использования коаксиальной конструкции излучателей и других оригинальных решений (размещение специальных диффузорных «надстроек», присоединяющихся к центральному керну динамика и пр.). Такие системы особенно популярны в автозвуке и встраиваемой акустике.
Сравнение АЧХ 2-х шмирокополосных динамиков
АС на основе таких динамиков близки к многополосным по графику АЧХ. Однако, в силу использованного принципа, все равно склонны к образованию горба в области средних и «урезанию» остальных частот, особенно в области НЧ-диапазона. Следует также отметить, что расширение спектра широкополосных динамиков в сторону НЧ неизбежно связано с увеличением площади излучателя, что, как правило, приводит инженеров в тупик.
Кроме того необходимо учитывать, что среди приверженцев подобной акустики «true-вариантом» считается применение закрытого акустического оформления. Это, в свою очередь, не даёт производителям использовать фазоинверторный тип «ящиков», который смог бы усилить низкие в общей «картине». По той же причине в таких АС используются динамики с высокой чувствительностью, что отнюдь не добавляет линейности таким системам.
Известно, что наиболее серьёзные проблемы с линейностью широкополосных излучателей отмечаются в границах частотного раздела, что и объясняет большую распространённость многополосников.

Итог

Как я ни старался быть нейтральным – не получилось. В заключение могу отметить, что мои личные впечатления от прослушивания широкополосной акустики вполне совпадают с тем, что мне доводилось читать о проблемах этих систем. Звучание изобилует средними частотами и не создаёт ожидаемой объёмной сцены, низов – нет. Иными словами, несмотря на отсутствие фазовых проблем, присущих многополосным системам, широкополосники удовлетворительными считать не могу. Нелинейность, особенно выраженная в спектрах частотного раздела, убивает все достоинства «широкой полосы».
Пока писал пост, в гости зашел знакомый звурежиссер, резюмировал: «Все утверждения, что линейный звук добывается из одного излучателя — глупость полная».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *