Монтаж опор лэп

Монтаж и эксплуатация электрических сетей

Установка опор воздушных линий

Установка (монтаж) опор является одним из наиболее важных и сложных этапов строительства воздушных линий электропередачи связанный с применением средств большой механизации электромонтажных работ.

Выбор способа установки опор зависит от конструкции опор и фундаментов, местных условий на трассе линии, а также парка механизмов и приспособлений которыми обладает строительно-монтажная организация. В настоящее время используют различные способы монтажа опор, которые можно объединить в 3 группы:

  1. Монтаж опор «вывешиванием» их в вертикальное положение и установкой в котлован или на фундамент. Применяется для полностью собранных одностоечных опор сравнительно небольшой массы и высоты. Для установки данным способом чаще всего применяются бурокрановые машины и краны, иногда используют вертолеты. Монтаж опор вывешиванием является наиболее простым и часто используемым при сооружении ВЛ.
  2. При установке опор с помощью крановых механизмов, её в собранном виде укладывают над котлованом или фундаментом так, чтобы центр тяжести опоры находился над центом котлована. Затем опору поднимают краном или БКМ до вертикального положения и опускают пасынками или стойками в котлован или на фундамент. Опору устанавливают так, чтобы оси траверс опоры были расположены перпендикулярно к оси трассы, проверяют, чтобы ось опоры была строго вертикальна и совпадала с осью трассы. Затем засыпают котлован грунтом или закрепляют опору на фундаменте. Котлованы засыпают слоями вынутого из них грунта толщиной 150-200 мм. Каждый слой тщательно утрамбовывают.

  3. Установка опор поворотом из горизонтального положения в вертикальное применяется, если масса опоры больше грузоподъемности имеющегося крана, а высота подъема крюка от поверхности земли не достаточна, чтобы приподнять (вывесить) опору над фундаментом. Применяется данный способ для полностью собранных одностоечных и портальных опор ВЛ высокого и сверхвысокого напряжения. Для установки данным способом применяют краны, трактора, монтажные (падающие) стрелы, иногда используют вертолеты. Иногда данным способом выполняют монтаж очень легких опор (деревянные опоры ВЛ до 1 кВ), которые могут устанавливаться вручную без применения средств механизации.
  4. Опора собирается в горизонтальном положении около фундамента таким образом, чтобы ее траверсы были расположены параллельно поверхности земли. Два подножника опоры соединяют с двумя элементами фундамента с помощью специальных монтажных шарниров поворотного типа. Далее опору поднимают в вертикальное положение, используя тяговые и тормозные механизмы, и закрепляют на фундаменте.

  5. Монтаж опор вертикальным наращиванием. Применяется для переходных опор, очень большой высоты или при невозможности использования метода поворота. Для установки опор данным способом применяют крановые механизмы, в том числе, ползучие краны, а также вертолеты.
  6. Монтаж опор ВЛ наращиванием, совмещает два вида работ — сборку и установку опоры. При этом или всю опору собирают в вертикальном положении, или только верхнюю часть, а нижнюю часть (одну-две секции) собирают в горизонтальном положении и устанавливают на фундамент краном или монтажной (падающей) стрелой.

Монтаж опор наращиванием позволяет:

  • выполнять работы на небольшой площадке;
  • применять сравнительно легкий такелаж, грузоподъемность которого в несколько раз меньше веса монтируемой опоры;
  • не усиливать опору, обладающую недостаточной жесткостью для установки ее в сборке.

Однако монтаж опор наращиванием имеет ряд серьезных недостатков:

  • работы по монтажу опор наращиванием выполняются на высоте, на ограниченной по размерам монтажной площадке, что предъявляет высокие требования к обучению персонала и организации безопасного ведения работ;
  • методом вертикального наращивания можно монтировать только свободностоящие опоры башенного типа. Опоры на оттяжках, опоры типа «Рюмка», портальные опоры этим методом монтировать нельзя;
  • монтаж наращиванием обладает большей трудоемкостью и продолжительностью в сравнении с методом поворота;
  • на безопасность работ по монтажу опор наращиванием влияют погодные условия, производство работ при ветре скоростью более 10 м/с, снегопаде или гололеде запрещено.

В связи с этим, если размеры опоры, ее масса и местные условия позволяют, следует отдавать предпочтение установке опоры в собранном виде поворотом.

Дополнительный материал

  1. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой одноцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-1 с помощью одного крана .
  2. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой двуцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-2 методом наращивания .
  3. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой одноцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-3 с помощью одного крана .
  4. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой двуцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-4 методом наращивания .
  5. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой одноцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-5 с помощью одного крана .
  6. Технологическая карта — Монтаж одностоечной анкерно-угловой двуцепной стальной многогранной опоры 330 кВ МУ330-6 методом наращивания .

Рассмотрим наиболее часто используемые методы монтажа опор.

Установка опор бурокрановыми машинами

Для установки одностоечных деревянных и железобетонных опор до 10 кВ имеющих сравнительно небольшую массу и высоту применяют бурокрановые машины.

Cпособ установки опоры бурокрановыми машинами является самым рациональным и экономичным, требующий минимального объема подготовительных работ, такелажа и механизмов.

Установка опор краном

Грузоподъемность крана должна соответствовать массе устанавливаемой опоры, а рабочий ход крюка крана и вылет стрелы – обеспечивать полный подъем опоры. Опору предварительно собирают и укладывают рядом с котлованом. Далее ее поднимают краном в вертикальное положение и устанавливают на фундамент или в котлован. В процессе закрепления опоры на анкерных болтах фундамента или засыпки котлована кран удерживает опору в вертикальном положении. После засыпки котлована не менее чем на 2/3 или крепления опоры на анкерных болтах снимают стропы, кран освобождают и переводят для установки следующей опоры.

Краны обычно применяют для установки одностоечных опор напряжением до 220 кВ.

Установка опор краном и тракторами

Если масса опоры больше грузоподъемности имеющегося крана, а высота подъема крюка от поверхности земли недостаточна, чтобы приподнять (вывесить) опору над котлованом, опору устанавливают краном и тракторами. Расчетное усилие на крюке крана при подъеме опоры должно быть не более его грузоподъемности, а высота подъема крюка должна обеспечивать поворот опоры на угол не менее 30-45°.

Собранную опору располагают горизонтально рядом с фундаментом, соединяют подножники опоры с элементами фундамента с помощью монтажного шарнира. Кран устанавливают таким образом, чтобы он не попадал в зону возможного падения опоры. Опора из горизонтального положения поднимается краном на угол 30-45°. Далее тяговое усилие передается трактору, а кран перемещается в положение для торможения опоры и предотвращения ее опрокидывания. Дальнейший подъем опоры производится трактором.

Установка опор падающей стрелой и тракторами

Если установить опору перечисленными выше способами невозможно, ее поднимают с помощью падающей стрелы и тракторов.

При установке опор падающей стрелой максимальное усилие в тяговом тросе возникает в начальный момент подъема. Затем оно постепенно уменьшается и, когда опора принимает вертикальное положение, исчезает. Аналогично изменяется усилие в падающей стреле и «вожжах», соединяющих ее со стволом опоры. Это является достоинством способа установки опор падающей стрелой, так как выявленные в начале подъема неисправности такелажа могут быть легко устранены. Нагрузки, действующие на шарнир и фундаменты при подъеме опоры, могут увеличиваться и достигать максимальных значений при углах ее наклона 30-50°.

Установка опор вертолетами

В тяжелых условиях, когда обычные способы применить невозможно или экономически нецелесообразно, используют вертолеты. Собранную на монтажной площадке опору доставляют в вертикальном положении вертолетом на пикет и сразу устанавливают на подготовленный фундамент. Предварительно на фундаменты устанавливают специальные улавливающие устройства. Данным способом обычно устанавливают металлические опоры сравнительно небольшой массы.

К примеру, способ монтажа опор вертолетом применялся при строительстве ВЛ 110 кВ «Мамакан-Мусковит». Участок трассы воздушной линии длиной 3,5 км проходил по косогору с уклоном около 35° по берегу реки. Обустройство площадки для сборки опор вблизи места монтажа было затруднено, так как склон был покрыт скоплениями каменных глыб размером от 1 до 3 метров со скальным грунтом. Проезд по трассе на этом участке невозможен, подъезд к местам установки опор мог осуществляться только со стороны реки. При этом, на планировку площадок и подъездов к месту сборки и установки опор, требовалась тяжелая землеройная техника, которую доставить не представлялось возможным. Использование вертолёта исключило сложные земляные работы по планировке площадок для сборки и установки опор и организации подъездов к ним.

Тяжелые металлические опоры устанавливают вертолетом методом поворота. Для этого на двух фундаментах предварительно монтируют шарниры специальной конструкции, соединяют с ними пяты (башмаки) заранее собранной опоры и закрепляют на ее верхушке подъемный грузовой трос. Вертолет, поднимаясь в воздух, поворачивает опору вокруг шарниров и выводит ее в вертикальное положение. После этого шарниры снимают и закрепляют опору на фундаменте.

Монтаж опор наращиванием с помощью ползучего крана

Монтаж опоры наращиванием выполняется ползучими кранами или мачтами. Ползучими эти устройства называются потому, что они закрепляются наверху смонтированной секции опоры и после монтажа с их помощью следующей секции опоры поднимаются на вновь смонтированную секцию для монтажа очередной секции опоры.

В зависимости от размеров и конструкции опора может монтироваться сварными секциями (небольшие переходные опоры), плоскостями или стержнями (большие опоры, изготовляемые из стальных труб). Вес поднимаемых частей опоры не должен превышать грузоподъемности кранов или стрел, с помощью которых монтируется опора.

Обычно, нижние одна или две секции монтируются наземным краном или монтажной стрелой, а следующие — наращиванием. Подготовленные секции ползучим краном, ползучей стрелой или башенным краном поднимаются и устанавливаются в проектное положение, где производится их закрепление.

Монтаж опор способом вертикального наращивания с помощью вертолётов

В настоящее время монтаж отдельных переходных опор наращиванием производится с помощью специальных вертолетов. Такие вертолеты обычно снабжены дополнительной кабиной, из которой второй пилот, имея достаточный обзор под вертолетом и сзади его, может управлять машиной и подъемом груза с помощью грузовой лебедки.

Монтаж опор с помощью вертолета происходит следующим образом. Нижняя секция опоры высотой обычно устанавливается на фундамент с помощью подъемного крана и закрепляется на нем. На верхнем торце смонтированных секций опоры временно закрепляются четыре изогнутых к вертикальной оси направляющих уголка. На площадке, расположенной поблизости от места монтажа опоры, производится укрупнительная сборка секций опоры. Вертолет поднимает собранную секцию и медленно, чтобы избежать ее раскачивания, переносит к монтируемой опоре. Зависнув над смонтированными секциями, вертолет опускает секцию на направляющие.

Рисунок. Монтаж опор наращиванием с помощью вертолета: 1 – нижняя секция; 2 – секция монтируемая вертолетом способом вертикального наращивания; 3 – направляющая.

Для предотвращения удара при опускании могут применяться деревянные подкладки. Посадку секции корректируют с земли, подавая по радиосвязи команды пилоту. После опускания секции на свое место и отцепления стропа от вертолета монтажники поднимаются на опору и производят монтаж деталей соединения секций, после этого переносят направляющие на верх смонтированной секции. Таким же образом монтируются следующие секции опоры.

Работа вертолетов разрешается только при ветре скоростью менее 6 м/с. Использование вертолетов на монтаже опор способом наращивания, требующее применения сложной и совершенной техники, тщательной подготовки, хорошей организации работ, дает возможность повысить производительность труда, позволяет укрупнительную сборку секций нескольких опор производить на одной площадке, расположенной вдали от фундаментов опоры.

Установка опор вручную

При небольшом объеме работ или при невозможности использования средств большой механизации стойки деревянных опор, имеющие малый вес, могут устанавливаться вручную. При этом используются багры, ухваты, расчалки и другие приспособления.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Железобетонные опоры

Для сооружения ВЛ напряжением до 750 кВ включительно широко применяются железобетонные опоры. В настоящее время доля ВЛ с железобетонными опорами составляет около 80% протяженности всех строящихся линий.
Железобетонные опоры обладают высокой механической прочностью, долговечны и не требуют больших расходов при эксплуатации. Затраты труда на их сборку значительно ниже, чем на сборку деревянных и металлических. Недостатком железобетонных опор является большая масса, что удорожает транспортные расходы и вызывает необходимость применения при сборке и монтаже кранов большой грузоподъемности.
В железобетонных опорах основные усилия при растяжении воспринимает стальная арматура, а при сжатии — бетон. Примерно одинаковые коэффициенты температурного расширения стали и бетона исключают появление в железобетоне внутренних напряжений при изменениях температуры. Положительным качеством железобетона является также надежная защита металлической арматуры от коррозии. Недостаток железобетона — образование в нем трещин.
Для повышения трещиностойкости железобетонных конструкций применяют предварительное напряжение арматуры, которое создает дополнительное обжатие бетона. В качестве арматуры применяют стальную проволоку периодического профиля или круглую, стержни и семипроволочные стальные пряди.
Основными элементами железобетонных опор являются стойки, траверсы, тросостойки и ригели.
Железобетонные стойки кольцевого сечения (конические и цилиндрические) изготовляют на специальных центробежных машинах (центрифугах), формующих и уплотняющих бетон. Стойки прямоугольного сечения изготовляют способом вибрирования, при котором уплотнение бетона в формах производят вибраторами. Для линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше используют только центрифугированные стойки, а для опор ВЛ до 35 кВ — как центрифугированные, так и вибрированные.
Центрифугированные конические стойки СК изготовляют шести типоразмеров длиной 19,5-26 м (диаметр комля 560 и 650 мм), а цилиндрические СЦ — семи типоразмеров длиной 22,2-26,4 м (диаметр комля 560 мм). Начат выпуск новых центрифугированных цилиндрических стоек длиной 20 м и диаметром 800 мм, на базе которых разработаны свободностоящие анкерно-угловые опоры для ВЛ до 330 кВ включительно, а также промежуточные портальные опоры высотой 40 м, состоящие из двух стоек, соединенных фланцами.
Вибрированные стойки прямоугольного сечения имеют длину 16,4 м и сечение верхней и нижней частей соответственно 200х200 и 380х380 мм. Для опор ВЛ напряжением до 10 кВ применяют вибрированные стойки СНВ длиной 9,5 и 11 м с поперечным сечением нижней части от 170х170 до 280х185 мм, а также центрифугированные конические стойки с длиной 10 и 11 м с диаметром нижнего основания 320-335 мм и верхнего 170 мм, имеющие сквозные отверстия для крепления оснастки.

Опоры ВЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные железобетонные свободностоящие одностоечные (промежуточные), а также одностоечные с подкосами и А-образные (угловые, анкерные и концевые) опоры. В отдельных случаях анкерные и угловые опоры собирают из двух установленных рядом вертикальных стоек.
Из вибрированных стоек СНВ собирают одностоечные опоры и опоры с подкосами, рассчитанные на подвеску от двух до девяти проводов ВЛ и двух-четырех проводов радиосети. Все типы опор имеют стальные траверсы с приваренными штырями. Стойки высотой 9,5 и 11 м снабжены закладными деталями с отверстиями, позволяющими крепить траверсы одним болтом. На этих опорах можно устанавливать светильники наружного освещения, кабельные муфты и кронштейны для ответвлений проводов.
На рис.1, а-в показаны железобетонные опоры с коническими центрифугированными стойками длиной 10,1 м и деревянными траверсами из пропитанного бруса сечением 100х80 мм. Промежуточные опоры (рис.5, а) состоят из стоек 1 и траверс 4. В слабых грунтах или при большом числе проводов их укрепляют ригелями.

Рис.1. Железобетонные опоры ВЛ до 1 кВ:
а — промежуточная, б — угловая, в — анкерная (концевая); 1 — центрифугированная коническая стойка, 2 — раскос, 3 — штыри, 4 — траверсы, 5 — подтраверсники, 6, 7 — анкерная и опорная плиты

Угловые А-образные опоры (рис.1, б) имеют две стойки одинаковой длины, верхушки (рис.2) которых соединены между собой пластинами 2 и двойными траверсами 3. Траверсы закрепляют настойках сквозными болтами и соединяют между собой для жесткости планками 6. На стойке, работающей на растяжение (см. рис.1, б), устанавливают анкерную плиту 6, усиливающую сопротивление опоры выдергиванию, а на сжатой стойке — опорную плиту 7, уменьшающую удельную нагрузку на грунт.

Рис.2. Верхушка. А-образной угловой железобетонной опоры ВЛ до 1 кВ:
1 — центрифугированные стойки, 2 — пластина, 3 — траверсы, 4 — штыри, 5 — болты крепления траверс, 6 — планки

Концевые А-образные опоры (см. рис.1, в) аналогичны по конструкции угловым и отличаются от них креплением траверс (применены подтраверсники 5).
Проводятся работы по созданию стеклопластиковых траверс, одностоечных анкерных и угловых опор. Отдельные участки ВЛ с такими траверсами и опорами находятся в опытно-промышленной эксплуатации.
Опоры ВЛ 6-10 кВ. На ВЛ 6-10 кВ применяют одностоечные промежуточные, одностоечные с подкосами и А-образные — угловые, концевые и анкерные опоры. Одностоечные промежуточные опоры из вибрированных стоек СНВ (рис.3, а) снабжены траверсой 2, рассчитанной на подвеску трех алюминиевых проводов сечением до 120 мм. На одностоечных с подкосом угловых (рис.3, б) и анкерных опорах из таких же стоек подкосы 5 крепят металлическими кронштейнами 4, а провода — на отдельных для каждой фазы стальных траверсах 3.

Рис.3. Железобетонные одностоечные опоры ВЛ 6-10 кВ:
а — промежуточная, б — угловая с подкосом; 1 — стойка, 2, 3 — стальные траверсы, 4 — кронштейн для крепления подкоса, 5 — подкос

Одностоечные промежуточные, а также угловые, концевые и анкерные А-образные опоры из центрифугированных стоек имеют стандартные деревянные траверсы сечением 100х80 мм (их крепят сквозными болтами и раскосами), а также верхушечные штыри.
Опоры ВЛ 35-500 кВ. На ВЛ 35-500 кВ применяют унифицированные свободностоящие и с оттяжками одностоечные и портальные опоры (рис.4, а-в), основными элементами которых являются стойка 1, траверсы 2 и тросостойка 3. Стойка 1 имеет гидроизоляцию нижней части на длине 3,2 м, выполненную асфальтобитумным лаком. Чтобы предупредить попадание влаги внутрь стойки, в ее торцах установлены крышки-заглушки. Нижняя крышка, кроме того, увеличивает площадь опирания стойки, что повышает прочность ее заделки в грунт. В верхней части стойки выполнены сквозные отверстия для крепления траверс. Внутри вдоль стойки в бетоне проложен специальный заземляющий спуск.

Рис.4. Промежуточные железобетонные опоры:
а, б — одностоечные одно- и двухцепные для ВЛ 35-220 кВ, портальная с металлической траверсой для ВЛ 330 кВ, 1 — стойка, 2 — траверсы, 3 — тросостойка

Траверсы крепят к стойке сквозными болтами (рис.5, а) или хомутами (рис.5, б). В траверсах и тросостойках делают отверстия для установки специальных скоб, хомутов, валиков, к которым крепят детали сцепной арматуры — серьги или скобы. Тросостойки имеют сварную металлическую конструкцию и крепятся к стойке хомутами.

Рис.5. Крепление траверс к стойкам железобетонных опор:
а — сквозными болтами; б — хомутами

На ВЛ 35-220 кВ в качестве промежуточных устанавливают железобетонные одностоечные свободностоящие одно- и двухцепные опоры с коническими и цилиндрическими стойками (рис.4, а, б), а на ВЛ 330-500 кВ — одноцепные портальные с металлическими траверсами (см. рис.4, в).
В качестве угловых анкерных опор на ВЛ 35-110 кВ используют одностоечные железобетонные опоры с оттяжками, а на линиях более высокого напряжения — металлические.
В последние годы на ВЛ 110-330 кВ в качестве угловых анкерных опор начали применять одностоечные свободностоящие железобетонные опоры, имеющие стойки диаметром 800 мм.

Сборка железобетонных опор

Железобетонные опоры, как правило, собирают в соответствии с разработанными для каждого типа опор технологическими картами, в которых указаны порядок выкладки деталей (стоек, траверс, ригелей и др.), последовательность операций, а также рекомендуемые приспособления.
Опоры собирают на ровной площадке, очищенной от посторонних предметов. При этом стойки опор ВЛ 35 кВ и выше выкладывает на деревянные прокладки бригада такелажников при разгрузке их на трассе, а стойки опор ВЛ до 10 кВ — бригада по их сборке. Выложенные стойки не должны мешать подходу землеройной машины или подъемного крана.
При сборке одностоечных опор закрепляют на стойке изготовленные на заводе и оснащенные траверсы, тросостойку и ригели, прокладывают заземляющий спуск (если он предусмотрен проектом), наносят нумерацию и предупредительные плакаты.
Одностоечные опоры ВЛ до 10 кВ из вибрированных стоек собирают в такой последовательности: поднимают приспособлением для подъема стоек или каким-либо грузоподъемным механизмом верхушку опоры, закрепляют на ней траверсу и заземляющий спуск (если необходимо) и опускают опору на землю. Опоры из центрифугированных стоек собирают двумя способами: поднимают верхушку опоры приспособлением или вращают стойку вокруг ее продольной оси. При втором способе стойку сначала разворачивают на подкладках так, чтобы сквозные отверстия для болтов были горизонтальны, и вставляют в них болты для крепления верхушечных штырей (на ВЛ 6-10 кВ), траверс и раскосов. Затем стойку поворачивают так, чтобы головки болтов оказались внизу, надевают на болты траверсы, раскосы, устанавливают и затягивают гайки. После этого на штыри набивают полиэтиленовые колпачки, навинчивают на них изоляторы, кернят гайки болтов и наносят на стойку по трафаретам порядковый номер опоры, год ее установки и предупредительный плакат.
При сборке опор в населенной местности для двойного крепления проводов вместо верхушечного штыря применяют двухштырный оголовник, а вместо двухштырной траверсы — четырехштырную. Если необходимо, устанавливают опорные плиты или ригели.
Сборку одностоечных одно- и двухцепных тросовых опор ВЛ 35-110 кВ начинают с выкладки деталей (рис.6, а). Затем с помощью крана к стойке 2 крепят поочередно нижнюю, среднюю и верхнюю траверсы 3 (способы крепления траверсы были показаны в специальной литературе) и устанавливают тросостойку. Собранную опору (рис.6, б) подтаскивают к котловану по деревянным каткам или передвигают краном. Затем устанавливают ригели (рис.6, в). Плоскость ригелей должна быть перпендикулярна плоскости траверс, поэтому для их размещения отрывают небольшой котлован 7.

Рис.6. Сборка одностоечной двухцепной железобетонной опоры ВЛ 35-110 кВ:
а — выкладка деталей, б — собранная опора, в — установка ригелей, 1 — подкладки для выкладки опоры, 2 — стойка, 3 — траверсы, 4 — тяги траверсы, 5 — тросостойка, 6 — ригель, 7 — котлован

Сборку одностоечных опор с оттяжками ВЛ 35-110 кВ в зависимости от способа их установки выполняют различными методами. Если опору поднимают методом поворота (краном и трактором), ее сборку начинают с установки шарнира. Сначала подтаскивают стойку 4 к фундаменту 10, приподнимают ее нижний конец домкратом и укладывают на подкладку 5. На торце стойки закрепляют опорную пяту 2, к которой хомутом 3 прикрепляют верхнюю 6 часть шарнира. Затем устанавливают на фундаменте нижнюю 8 часть шарнира, выкладывают стойку на подкладки, монтируют траверсы, тросостойку, детали крепления оттяжек.
При подъеме опоры только краном шарниры не устанавливают.
Сборку А-образных угловых опор ВЛ до 10 кВ выполняют следующим образом. Выкладывают стойки на подкладки, сближая их верхушки, и разводят нижние торцы на проектное расстояние. Стойки должны лежать так, чтобы отверстия для болтов были в вертикальном положении. Затем поднимают верхушки приспособлением или краном и соединяют их: двумя трапецеидальными пластинами 2 с четырьмя болтами и приваренными верхушечными штырями. С обеих сторон верхушек монтируют траверсы, закрепляют на штырях изоляторы, а на стойках — анкерные и опорные плиты. Непосредственно перед подъемом опоры устанавливают монтажную распорку.
Сборку А-образных анкерных опор ВЛ до 10 кВ выполняют так же, как угловых, только сначала вместо траверс устанавливают подтраверсники, к которым затем крепят траверсу.
При сборке опор с подкосом для ВЛ до 10 кВ на их стойках закрепляют траверсы, спуски заземления и, если необходимо, плиты или ригели, а на подкосах — кронштейны для крепления к стойке. Окончательно соединяют подкосы со стойками непосредственно при установке опор.
При сборке портальных опор с оттяжками сначала выкладывают и закрепляют в шарнирах торцы стоек. Затем на верхушках стоек устанавливают детали крепления траверс и монтируют траверсы и тросостойки, устанавливают на траверсах конструкции крепления гирлянд, а на тросостойках — детали крепления тросов. Для усиления жесткости опоры портал стягивают перекрестными монтажными растяжками. Тросовые оттяжки закрепляют одним концом на стойках и укладывают в бухты. Портальные свободностоящие опоры собирают так же (кроме оттяжек).
Работы по сборке любых опор заканчиваются установкой деталей заземления. Если на стойках имеются верхние и нижние выпуски (обычно болты) внутреннего заземляющего стержня, все заземляемые элементы присоединяют к верхнему, а с нижним соединяют заземлители (после установки опоры). Если заземляющих болтов нет, по всей длине стойки прокладывают заземляющий спуск, который крепят проволочными бандажами, и присоединяют к нему заземляемые элементы.

При приемке собранных опор проверяют их соответствие рабочим чертежам с учетом допускаемых отклонений. Так, одностоечные опоры могут иметь наклон траверс не более 1/100 их длины и разворот их в плане от проектного положения — не более 100 мм (конец траверс). Особое внимание уделяют качеству болтовых соединений. Размеры болтов и их антикоррозионное покрытие должны соответствовать проекту. Оси болтов должны быть перпендикулярны плоскости соединяемых элементов, а нарезная часть входить в соединяемые детали не более чем на 1 мм. Головки болтов и гайки должны плотно прилегать к шайбам и соединяемым деталям. Количество шайб должно быть не более трех. Гайки должны быть туго затянуты, резьба закернена. Качество стыков проверяют щупом толщиной 0,3 мм. Щуп должен проходить в стык соприкасаемых элементов на глубину не более 20 мм.
Данные о собранных опорах заносят в журнал с указанием основных отклонений от проекта. Приемку опор оформляют актом.
Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном. Сравнительно большие масса и высота одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ не позволяют применять для их установки бурокрановые машины. Поэтому такие опоры (рис.7) поднимают кранами СМК-10, К-162 и другими соответствующей грузоподъемности. Собранную опору 2 поднимают краном и опускают в котлован 4 так же, как и опоры ВЛ до 10 кВ. Верхние ригели обычно закрепляют после установки опоры, для чего роют специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.

Рис.7. Установка одностоечной деревянной (железобетонной) опоры ВЛ 35-220 кВ краном:
а — выкладка, б — подъем и опускание в котлован; 1 — стрела крана, 2 — опора, 3 — оттяжка, 4 — котлован

Аналогично устанавливают промежуточные П-образные деревянные опоры ВЛ 35-110 кВ массой до 2,5 т.
При подъеме одностоечных железобетонных опор 1 краном-установщиком К-ЛЭП-7 (рис.8) их выкладывают по оси ВЛ так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5 м от центра котлована 3. Кран 2 с поднятой стрелой подводят к опоре со стороны торца и устанавливают на аутригеры 4. Выдвинутую телескопическую стрелу опускают на стойку и закрепляют на ней в двух точках. Затем поднимают стрелу вместе с опорой в вертикальное положение, опускают опору в котлован, выправляют и засыпают грунтом.

Рис.8. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35-220 кВ краном-установщиком К-ЛЭП-7:
1 — опора, 2 — кран, 3 — котлован, 4 — выносные опоры (аутригеры); I и II — положения опоры при подъеме

Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном и трактором (рис.9). Если невозможно установить опору одним краном (например, в слабых грунтах, где котлован разрабатывают экскаватором и кран не может подойти близко), собранную опору 1 выкладывают по оси линии над вырытым котлованом 8 так, чтобы нижний торец стойки находился на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована (положение I). Кран 4 устанавливают поперек оси ВЛ на аутригеры на расстоянии 0,5-1 м от центра тяжести опоры на краю котлована под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки 3 из троса длиной около 50 м и разводят их к двум лебедкам 2, установленным на расстоянии 25-30 м от оси ВЛ и от центра котлована. К стойке опоры крепят тормозной трос 7, идущий к лебедке трактора 6, а к нижней траверсе — веревочную лестницу, предназначенную для снятия оттяжек после установки.

Рис.9. Установка одностоечной железобетонной опоры ВЛ 35-220 кВ краном и трактором:
1 — опора, 2 — лебедка, 3 — боковые расчалки, 4 — кран, 5, 7 — тяговый и тормозной тросы, 6 — трактор, 8 — котлован, 10 и 11 — положения опоры при подъеме

Сначала опору поднимают краном на максимально возможную высоту (не менее чем на 30-45°), при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение II), подъем опоры краном прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос и переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос 5 и натягивают его до тех пор, пока грузовой трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и переводят кран на торможение. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.
Аналогично устанавливают П-образные деревянные опоры ВЛ 110 кВ массой свыше 2,5 т.
Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору передвижением трактора. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты. Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.
Одностоечные опоры с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор присоединяют оттяжки, используя их в качестве боковых растяжек. После установки опоры оттяжки присоединяют к ранее смонтированным анкерным плитам и, регулируя их натяжение, выправляют опору.
Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота ВЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Установка опор

Работа по установке опор включает в себя подготовительные операции, операции подъема и выверки опор.
В ходе выполнения подготовительных операций бригадир обязан осмотреть трассу участка линии, наметить пути передвижения и установки механизмов, указать места расположения такелажных приспособлений. При работе в стесненных условиях (в зоне отчуждения дорог, вблизи действующих линий электропередачи и т.п.) производитель работ должен получить от соответствующих эксплуатационных организаций разрешение на выполнение работ и осуществить комплекс мероприятий по обеспечению их безопасности.
Перед подъемом опор проверяется положение и готовность котлованов и фундаментов, осматриваются собранные опоры и на основании осмотра и проверки качества выполненных работ в Журнале монтажа начальник участка делает запись о разрешении их установки.
Подъем опор может осуществляться самоходным краном, самоходным краном и трактором, падающей стрелой, вручную.
Кроме перечисленных способов установка опор может производиться с помощью вертолетов, а специальных опор большой высоты — методом наращивания с применением ползучего крана.
Установка опор с помощью самоходного крана является наиболее производительным способом. Он применяется, если грузоподъемность и рабочий ход крана обеспечивают подъем опоры с превышением нижней ее точки над фундаментом или поверхностью земли не менее чем на 0,2-0,3 м.
При подъеме краном, например, одностоечной опоры без ригелей кран устанавливается параллельно оси трассы на расстоянии 5 м от нее. Опора выкладывается вдоль оси трассы так, чтобы центр ее тяжести располагался на 1-1,5 м от середины котлована в сторону основания. К стойке опоры у основания на расстоянии, несколько большем глубины котлована, закрепляются две оттяжки, опора стропится полуавтоматическим стропом, поднимается краном до вертикального положения и с помощью его и оттяжек опускается в котлован таким образом, чтобы траверсы были перпендикулярны к оси линии. Разворот опоры при необходимости производится рычагом, продетым в петлю, охватывающую ее стойку. После опускания опоры с помощью отвеса или теодолита выверяют ее вертикальность, перемещая стрелу крана. Окончив выверку, временно закрепляют опору тремя-четырьмя клиньями, снимают полуавтоматический строп (без подъема на опору) и весь такелаж, а кран перемещают к следующей опоре.
Для установки одностоечных опор всех типов высотой до 25 м и массой до 7 т применяется специальный кран К-ЛЭП-7. Производительность такого крана 10-12 опор в смену.
При установке опоры с применением самоходного крана и трактора (рис.10) кран располагают поперек оси линии на расстоянии не менее 1 м от котлована, опора с помощью крана выкладывается вдоль оси трассы так, чтобы ее основание находилось на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована. К опоре в верхней ее части крепится трос, идущий к лебедке или крюку трактора. Краном опора поднимается на максимально возможную высоту и плавно опускается в котлован до упора в дне котлована или подножника. Тяговый трос, закрепленный за верхнюю часть опоры, натягивается до ослабления кранового стропа. Строп снимается, кран отходит от опоры на безопасное расстояние, а трактор поднимает ее в вертикальное положение. Затем устанавливают ригели, засыпают котлован с последующей трамбовкой грунта, снимают такелаж.

Рис.10. Установка опоры с помощью самоходного крана и трактора

Готовые развезенные по трассе или собранные на ней опоры устанавливают непосредственно в котлованы с помощью бурильно-крановых машин или кранов-установщиков опор КВЛ-8 (рис.11, а). Деревянные и железобетонные одностоечные опоры массой до 4 т можно устанавливать в котлованы автомобильным краном (рис.11, б).

Рис.11. Установка опор кранами-установщиками (а), автомобильными кранами (б)

Установку опор вручную производят в исключительных случаях. Вручную обычно устанавливают деревянные одностоечные опоры. При установке опору поднимают за вершину, подводят под нее козлы и постепенно перемещают их к основанию опоры, одновременно поддерживая опору баграми и ухватами. Для лучшего скольжения комля опоры в котлован устанавливают направляющую доску, которую после установки опор убирают.
После установки опор любым из описанных способов на каждой опоре должен быть нанесен порядковый номер опоры и год установки. На опорах линии напряжением выше 1000 В на высоте 2,5-3 м устанавливаются предупредительные плакаты. На концевых опорах и на опорах, где меняется расположение проводов, кроме того, наносится расцветка фаз. В местах возможного повреждения опор транспортом должны быть установлены отбойные тумбы.

Разновидности опор

Существует множество типов опор под провода. Однако в частном строительстве чаще всего используют следующие разновидности столбов для электричества:

  • металлические;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Наиболее долговечными являются электрические столбы из металла

Опоры из металла удобны и долговечны. Однако стоят они намного дороже, чем столбы из других материалов. Для того чтобы защитить металлическую опору от коррозии, её покрывают тонким слоем цинка. После установки на участке такой электрический столб заземляют: это позволяет избежать поражения током при эксплуатации ЛЭП.

Деревянные опоры под провода изготавливают из сосны. Очищенные от сучьев и коры бревна сушат, обрабатывают противопожарными составами и пропитывают антисептиками, предупреждающими гниение древесины. У электростолбов из дерева есть 2 важных преимущества — относительная дешевизна и простота в монтаже (опору на дачном участке можно установить своими руками, не прибегая к использованию сложной техники). Однако конструкции подобного типа имеют и ряд недостатков. Так, деревянные опоры недолговечны. Кроме этого, их можно устанавливать только в незаболоченной местности с сухим грунтом.

В этом видео показан способ установки электрического столба:

Самыми востребованными на отечественном рынке остаются железобетонные электрические столбы — монолитные конструкции, выполненные из бетона, армированного проволокой или металлическими прутьями. Подобные опоры имеют доступную цену и продолжительный срок службы, подходят для эксплуатации в любой среде.

Единственным недостатком железобетонных столбов считаются сложности при монтаже. Для того чтобы поставить подобную конструкцию на дачном участке, необходима специальная техника.

Требования к монтажу электростолба

Действующее законодательство содержит ряд требований, касающихся расположения опор ЛЭП на частных участках и рядом с ними. Так, расстояние от одного столба магистральной линии до другого не должно превышать 50 м. Минимальная дистанция между ними определяется в каждом случае индивидуально (с учётом диаметра рабочего провода, ветровой нагрузки и уровня натяжения кабелей).

Расстояние от стены дачного домика до ближайшей магистральной опоры не должно быть больше 25 м. В противном случае рядом с участком устанавливаются дополнительные опорные конструкции. Дистанция между распределительным и промежуточным столбами для электричества на даче определяется индивидуально с учётом ландшафта, местной инфраструктуры и местоположения конечных потребителей электроэнергии.

Расстояние от любой опоры ЛЭП до забора не должно быть меньше 100 см. При этом не имеет значения, с какой стороны ограды находится электростолб. Более того, в тех случаях, когда опорная конструкция находится на территории, огороженной забором, владелец участка обязан обеспечить сотрудникам обслуживающих организаций беспрепятственный доступ к столбу и проводам.

Провода, обеспечивающие жилой дом и хозяйственные постройки электричеством, не могут провисать ниже, чем на 600 см над проезжей частью. Расстояние от земли до кабеля, проходящего над пешеходной дорожкой, не должно быть меньше 350 см. Входной провод, подводящий электроэнергию непосредственно к дому, может располагаться только на высоте 275 см и более.

Порядок установки

Монтаж опоры ЛЭП — это сложная и ответственная процедура, состоящая из нескольких этапов. Для того чтобы правильно установить столб для электричества на участке, необходимо:

  • составить план благоустройства территории, прилегающей к даче, и отметить на нём то место, где будет располагаться опорная конструкция;
  • согласовать полученную схему с соседями по участку и надзорными органами;
  • удалить дёрн и древесные корни в точке установки опорной конструкции;
  • пробурить в почве скважину, глубина которой должна быть больше уровня промерзания грунта на 50 см (для этого можно воспользоваться как специальной техникой, так и обычным садовым буром);
  • высыпать в яму 10-литровое ведро щебня;
  • установить в скважину столб и закрепить его в нужном положении при помощи подпорок;
  • зафиксировать опору в грунте, обвязав её металлической сеткой или арматурными прутьями;
  • залить в яму бетонный раствор и оставить его застывать.

Это интересно: монтаж сипа от столба к дому.

На 5-7 день после окончания процедуры необходимо убрать подпорки, поддерживающие столб, и убедиться в том, что опорная конструкция зафиксирована строго перпендикулярно поверхности земли. Сразу после этого можно подавать заявку на монтаж ЛЭП в местную энергоснабжающую организацию.

Как установить электрический столб на участке своими руками

При возникновении необходимости подключения объекта к электропитанию, владелец данного объекта должен обратиться в местную электроснабжающую организацию, предварительно узнав, какие документы нужны для оформления обращения. При положительном решении вопроса, собственнику выдаются технические условия, где перечислены все технические мероприятия, выполнение которых необходимо для подключения. Если при этом требуется установить электрический столб (промежуточную опору), место, где должен быть произведен монтаж, высота, которую должна иметь опора и другие детали, обязательно прописываются в технических условиях. Основные требования к воздушным линиям электропередач описаны в главе 2.4 ПУЭ пунктах 2.4.55-2.4.70. Итак, этап согласований пройден, получены Техусловия, которые предписывают установить дополнительную опору. Данную работу можно поручить специализированной организации, если устраивает стоимость таких услуг. Для тех, кто решился соорудить опору самостоятельно, рассмотрим как выполняется установка электрического столба на участке, согласно действующим нормам и правилам.

Установка железобетонных столбов освещения

Существует два основных вида опор линий электропередач. Промежуточные (80-90 % всех опор) для закрепления проводов и анкерные для натяжения. Промежуточные опоры устанавливаются на прямых участках линии. Промежуточные угловые опоры размещаются на углах поворота линии. При больших углах поворота устанавливаются анкерно угловые опоры.

Столбы ЛЭП или стойки изготавливаются из различных материалов:

Железобетонная опора — производится из бетона, армированного металлом, для линий 35-110 кВ. Достоинством железобетонных опор является их долговечность, а недостатком большой вес, дефекты при транспортировке и сложность в установке в труднодоступных местах.

Металлические, стальные опоры — изготавливают из стали спец марок. Для сборки, дополнительные элементы соединяют сваркой или болтами. Поверхность металлических опор покрывается антикоррозийными покрытиями.

Опоры ЛЭП устанавливаются для устройства линий электропередач и служат креплением и подвеской электрических проводов

Деревянные столбы — изготавливают из брёвен. Деревянные опоры применяют для линий напряжением до 220/ 380 вольт. Достоинства опор — малая стоимость, недостаток — недолговечность древесины.

Композитные опоры — новый тип опор. Преимущества композитных столбов диэлектрические свойства, устойчивость к климатическим условиям, малый вес в 4 раза легче деревянных и в 3 раза легче металлических опор, что делает их идеальным решением для сложных условий монтажа.

Стоимость работ

Работы
(услуги)

Стойка СВ 95-3 с доставкой

Стойка СВ 110-5 с доставкой

Установка опор ЛЭП СВ Установка железобетонных укосов опор ЛЭП Установка узлов крепления Аренда буровой машины Разгрузка опор ЛЭП

единица измерения

1 единица 1 единица 1 единица 1 единица 1 единица 1 смена 1 единица

стоимость (руб.) с учетом НДС*

от 4 550 от 6 550 от 1 800 от 2 000 от 750 от 13 000 400

Эти изделия стойки к коррозии и гниению, не горючи и экологичны, просты в эксплуатации и недороги. Но они массивны и плохо сопротивляются резким нагрузкам.

При их установке учитывается: рельеф местности, тип и вид грунта, ветровая нагрузка и т. д. Устанавливаются опоры в следующем порядке:

Размечается участок;

Роется траншея под силовой кабель;

Подготавливаются ямы проектного профиля;

В центре ям бурятся отверстия под стойки.

На дно ниш насыпается слой щебня с трамбовкой, ставятся опоры, которые засыпаются до конца и трамбуются.

Затем на столбы навешиваются кронштейны, светильники, к которым подводится силовой кабель, проходящий внутри полой опоры или закрепленный снаружи. Возможно воздушное питание. Опоры освещения обязательно заземляются.

Установка столба под электричество

Монтаж опор ЛЭП и их наименований, производится в полном соответствии с требованиями технологической карты разработанной для каждого случая, где описывается порядок выполнения работ по монтажу, технология работ и необходимые технические средства. В большинстве случаев бурение лунок и установка опор освещения производится ямобуром, в некоторых случаях бурение производится вручную если невозможен подъезд техники.

Строительство проводится поэтапно. Происходит разметка трассы, определяется нужное количество стоек и откосов для монтажа ЛЭП, определяется среднее расстояние от одной опоры до другой, и размечаются места под их установку.

Затем следует бурение нужных диаметров отверстий в грунте и установка стоек ЛЭП и столбов . На этом этапе применяется специальная техника, например автобур-вездеход с функцией манипулятора, позволяющий быстро пробурить яму нужного диаметра и глубины и установить столб. Некоторые столбы анкерные и опоры промежуточные, например деревянные и металлические, а также садово-парковые устанавливаются вручную в виду невозможности использования крана или манипулятора. После размещения в отверстии опоры, она выравнивается по вертикали с помощью уровня или нивелира. Засыпается грунтом, поэтапно трамбуется через каждые 20 сантиметров. На этом установка опоры завершена.

Наша компания ООО «Экстра-Строй» выполнит установку опор ЛЭП настолько качественно насколько это возможно. Мы имеем многолетний опыт в данном виде работ и имеем опытных и профессиональных рабочих с огромным уровнем знаний и мастерства в подобных работах. Мы имеем всю необходимую спецтехнику для выполнения работ по установке фонарных столбов освещения, опор ЛЭП. Все работы выполняются согласно установленным срокам. Мы работаем как в Москве так и Московской Области.

Электроэнергия сегодня нужна всем без исключения предприятиям да и жителям страны. Быстро проложить линию электропередачи можем мы. Причем установить опоры любой сложности, а также выполнить монтаж проводных линий. Наша компания занимается установкой опор для линий электрических сетей, предлагая также услуги по монтажу ЛЭП. Профессиональный подход к делу гарантирует высокое качество работы.

Воздушные линии электропередач чаще всего применяют для передачи электроэнергии. Главная несущая часть ЛЭП это опора ЛЭП, на которые с помощью связки изоляторов на нужной высоте закрепляют провода. При установке опор необходимо соблюдать технологию производства всех видов работ с обязательным учетом особенностей конструкции, а так же материала опоры ЛЭП. Все это гарантирует долгое время службы, безопасную эксплуатацию воздушной линии. При правильной и грамотной установке опор ЛЭП длительность и надежность срока эксплуатации всей воздушной линии электропередач возрастает многократно.

Виды опор ЛЭП

Опоры бывают трех основных видов:

  • Металлические опоры ЛЭП — металлический каркас соединенный болтами, применяются при необходимости выдерживания максимальных нагрузок.
  • Железобетонные опоры ЛЭП — наиболее распространенные виды опор, они практичны, надежны и легко устанавливаются.
  • Деревянные опоры ЛЭП — низкая стоимость, простое изготовление, малый вес самих опор, низкая механическая прочность, гниение.

Мы предлагаем аренду ямобура в Москве и области для всех необходимых работ. Учитывая плотность грунта, сложность объекта, консультант нашей компании выберет наиболее лучший вариант аренды. Предложить ямобур на вездеходе или на легкой японской технике. На твёрдом грунте установка опор ЛЭП не вызовет особых проблем, тогда как на мягких почвах это сделать гораздо сложнее. У нас имеется оборудование для любых работ, надёжное и производительное.

Мы выполним комплекс услуг по электроснабжению, результатом которых станет успешный ввод в эксплуатацию проектов внешней и внутренней электрификации области. Наши специалисты осуществят самые сложные электромонтажные и пусконаладочные работы в кратчайший срок.

Процесс реализации электроснабжения проходит несколько важнейших и трудоёмких этапов, от правильности выполнения которых, зависит стоимость и время работ.

Наши специалисты разработают оптимальное решение поставленной Вами задачи, что позволит сэкономить деньги и самое бесценное – время! Заказать электроснабжение в Московской области можно уже сегодня.

Услуги по электроснабжению:

  • Временное электроснабжение строительной площадки — проектирование и согласование.
Сопровождение документов и ускорение срока получение
Перечень услуг Цена
Получение ТУ (технические условия) на технологическое присоединение от 10 тыс. руб.
Получение Акта о выполнении ТУ договорная
Проект электроснабжения – разработка и согласование от 20 тыс. руб.
Получение Акта о технологическом присоединении договорная
Получение Акта разграничения балансовой принадлежности от 10 тыс. руб.
Получение Акта допуска в эксплуатацию электроустановки абонента договорная
Заключение Договора энергоснабжения с ОАО «Мосэнеросбыт» от 10 тыс. руб.
Ориентировочные цены на монтаж провода СИП 2
Наименование
СИП 2 3х16+25 от 85 от 100 от 30
СИП 2 3х35+54.6 от 160 от 140 от 42
СИП 2 3х50+54.6 от 190 от 160 от 48
СИП 2 3х70+54.6 от 230 от 180 от 54
СИП 2 3х95+70 от 325 от 200 от 60
Ориентировочные цены на монтаж провода СИП 3
Наименование Стоимость материала за 1 м, руб Стоимость Монтажа за 1 м, руб Стоимость демонтажа провода АС за 1 м, руб
СИП 3 1х50 от 50 от 160 от 48
СИП 3 1х70 от 63 от 180 от 54
СИП 3 1х95 от 70 от 200 от 60
Ориентировочные цены на электромонтажные работы в коттедже
Пакет Вид работ Цена
Коттедж эконом Эконом вариант от 700 руб. за м2
Коттедж стандарт Стандартная проводка от 1000 руб. за м2
Коттедж комфорт Сложная проводка от 1200 руб. за м2
Элитная коттедж от 2000 руб. за м2
Ориентировочные цены на электромонтажные работы в квартире
Пакет Вид работ Цена
Квартира эконом Эконом вариант от 800 руб. за м2
Квартира стандарт Стандартная проводка от 1200 руб. за м2
Квартира комфорт Сложная проводка от 1500 руб. за м2
Элитная квартира Высший уровень сложности электромонтажа от 2000 руб. за м2

Услуги по электромонтажным работам:

МОНТАЖ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Воздушные линии электропередачи находят широкое применение как для внешнего электроснабжения, так и для передачи и распределе­ния электроэнергии между потребителями горных предприятий. В таких линиях электроэнергия передается по голым проводам, расположенным на открытом воздухе и закрепляемым при помощи изоляторов и армату­ры к опорам или кронштейнам и стойкам на зданиях и инженерных конструкциях. ВЛ внешнего электроснабжения могут быть одно- или двухцепными.

К основным элементам воздушных линий относятся: опоры, провода, изоляторы и арматура.

Опоры. По характеру воспринимаемых нагрузок они разделяются на два вида: полностью воспринимающие тяжение от проводов и тросов и не воспринимающие такого тяжения. В зависимости от этого применяют следующие типы опор: промежуточные — устанавливаемые на прямых участках трассы; анкерные — устанавливаемые в местах изменения трассы, числа, марок и сечения проводов, а также на пере­сечении ВЛ с различными сооружениями. На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры.

Для монтажа ВЛ применяют типовые унифицированные опоры. Они могут быть деревянными, комбинированными (стойки деревянные, пасынки железобетонные), железобетонными, а для линий 110 кВ и выше — металлическими.

Основной недостаток деревянных опор — сравнительно небольшой срок службы, а металлических — большая стоимость. Поэтому в на­стоящее время широкое распространение получают железобетонные опоры, которые имеют большой срок службы и исключают большие капитальные и эксплуатационные расходы.

Деревянные опоры изготовляют из леса не ниже III сорта, про­питанного антисептиками. Глубина зарубов, затесов и отколов не должна превышать 10% диаметра бревна и отличаться от проектного значения более чем на 5 мм.

Для железобетонных опор напряжением до 10 кВ применяют, как правило, вибрированные стойки, а для опор напряжением 35 кВ

Рис.2.4 Изоляторы для воздушных линий: а — штыревой ТФ; б — штыревой ШС- 10А; в — подвесной нормальный ПФ6-А; г — подвесной для загрязненных районов

н выше — центрифугированные. С целью предохранения арматуры от коррозии опоры на заводе-изготовителе покрываются гидроизоляцией. Поверхность опор не должна иметь раковин и выбоин более 10 мм по длине, ширине и глубине, а при меньшем размере их должно быть не более двух на 1 м длины опоры.

Стальные опоры изготовляют в виде отдельных секций, элементы которых соединяются сварным или болтовым креплением. Конструкция этих опор должна соответствовать требованиям главы СНиП на изго­товление, монтаж и приемку металлических конструкций.

Провода. Применяемые на ВЛ провода должны иметь высокую электрическую проводимость, достаточную механическую прочность и быть устойчивыми против коррозии. При сооружении ВЛ применяют медные провода марки М, алюминиевые — А, сталеалюминиевые — АС, стальные — ПС, стальные тросы — ТК.

Стальные оцинкованные тросы применяют для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений.

Изоляторы. На ВЛ до 1000 В применяют штыревые изоляторы, на ВЛ 6—35 кВ — штыревые и в обоснованных случаях подвесные, на ВЛ НО кВ и выше — только подвесные (рис. 10.1). Как штыревые, так и подвесные изоляторы изготовляют фарфоровыми или стеклян­ными. Они должны иметь высокую механическую и электрическую прочность, а также обладать достаточной теплостойкостью в широком диапазоне изменения температуры воздуха. При сооружении ВЛ в рай­онах с загрязненной средой должны применяться специальные изолято­ры, предназначенные для работы в таких условиях и обеспечивающие требуемую надежность. Штыревые изоляторы предназначаются только на одно напряже­ний ВЛ, поэтому для линий разных напряжений должны применяться соответствующие им изоляторы. Подвесные изоляторы состоят из изоли­рующей детали , шапки и стержня,что позволяет собирать из отдельных изоляторов гирлянды необходимой длины в зависимости от напряжения ВЛ .

Арматура. С помощью арматуры осуществляется: крепление изо­ляторов и тросов к опорам, проводов к изоляторам; соединение между собой изоляторов, проводов и тросов. Арматура для ВЛ с подвесными изоляторами подразделяется: на натяжную, например, натяжной болтовой зажим,предназначенную для натяже­ния провода и закрепления его на анкерных опорах; подвесную — для крепления проводов к подвесным изоляторам на промежуточных опорах, например, глухой поддерживающий зажим ; сцепную —для сцепления подвесных изоляторов в гирлянду и подвески ее к опоре; защитную — для защиты подвесных изоляторов от повреждениях их дугой электрического разряда и проводов от разрушения вследствие вибрации.

Штыревые изоляторы крепят на стальных крюках типа KB или штырях типа Ш или ШУ.

Воздушные линии сооружаются в соответствии с проектом. Разработке проекта предшествуют изыскательские работы, выполняемые проектной организацией, и производственный пикетаж. Геодезическую разбивочную основу для строительства ВЛ в виде пунктов и знаков, закрепляющих на местности центры опор и ось трассы (производственный пикетаж), выполняет заказчик и передает документацию на эти работы подрядчику не менее, чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ. Разбивочные работы по выносу на местность осей ор, котлованов и фундаментов, а также геометрических размеров выполняет подрядчик.

Перед сооружением и монтажом ВЛ проводятся подготовительные работы, предусматривающие: размещение заказов на оборудование, строительно-монтажные материалы, железобетонные и металлические инструкции; изучение проекта; приемку производственного пикетажа и разработку ППЭР; приемку, хранение и транспортирование оборудования, материалов и механизмов; подготовку трассы к производству строительно-монтажных работ.

Для предотвращения повреждения и своевременной и удобной доставки оборудования и материалов к местам монтажа для их транспортирования должны применяться соответствующие средства и способы перевозки. Для перевозки длинномерных стоек должны использоваться специально оборудованные опоровозы, тракторы с прицепом, металличе­ские санки с поворотными устройствами. Для обеспечения надежной проходимости принятых для транспортирования средств должен быть тщательно обследован весь путь следования грузов.

До начала строительно-монтажных работ на участках трассы ВЛ выполняют временные сооружения в местах размещения прорабских участков и базы складирования материалов и оборудования; сооружают временные подъездные дороги, мосты и монтажные площадки; выру­бают просеки и производят снос строений и реконструкцию инженер­ных сооружений, препятствующих производству работ на ВЛ. Просеки вырубают с целью обеспечения надежной работы ВЛ, исключения случаев падения деревьев на провода, которые могут привести к их повреждению. Размеры ширины просек зависят от высоты деревьев и места прохождения ВЛ (фруктовые сады, парки, заповедники и т. д.). Во всех случаях при выборе направления трассы ВЛ необходимо стре­миться к максимально возможному сохранению зеленых насаждений.

К монтажным работам на воздушных линиях относятся: раскатка проводов и тросов, включая их соединение и подъем на опоры; натяж­ка проводов и тросов, включая их визирование и регулировку стрел провеса; крепление проводов и тросов на изоляторах.

Для успешного выполнения монтажных работ перед началом монта­жа необходимо провести подготовительные работы: проверить наличие необходимых комплектующих изделий и материалов; подобрать необ­ходимые машины и инструменты; проверить трассу; предусмотреть надежную звуковую, зрительную и телефонную связь.

Раскатку проводов и тросовпроизводят двумя способами: с непод­вижных раскаточных станков или с помощью специальных раскаточных тележек или саней. При первом способе барабаны устанавливают неподвижно на раскаточных устройствах (станках,домкратах или козлах), на расстоянии 15—20 м от анкер­ной опоры. Раскатку проводов производят с помощью тягового меха­низма, движущегося вдоль трассы. После прохода за промежуточную опору на расстояние 40—60 м раскатку останавливают. Провода отцепляют и разносят в положение исходное для подъема на опору. Затем провода совместно с гирляндами подни­мают на опору с помощью телескопической вышки или монтажного троса и укладывают в раскаточные ролики. Затем про­вода снова прикрепляют к тяговому механизму и раскатывают к сле­дующей опоре, на которой выполняют работы по установке гирлянд и укладке провода в ролики. При втором способе провода и тросы закрепляют на анкерной опоре, после этого раскаточная тележка передвигается к промежуточным опо­рам.Перед передвижением к следующей опоре провода и тросы поднимают на опору Затем аналогичные работы выполняют по схеме. Раскатку проводов и тросов производят только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах. При раскатке должны быть приняты меры, исключающие повреждение проводов.

При втором способе раскатки обеспечивается лучшая сохранность проводов и тросов, однако его применение может ограничиваться условиями рельефа местности, а при П- и АП-образных опорах он вообще не применим.

Соединение проводов ВЛ.Способы соединения проводов и тросов зависят от мест соединения и напряжения. В петлях анкерных опор их соединение может осуществляться: термитной сваркой, прессуемыми соединителями; болтовыми зажимами; а в линиях напряжением до 1000 В кроме этого может применяться соединение анкерными, ответ- вительными и плашечными зажимами и овальными соединителями, монтируемыми методом скручивания. Для соединения проводов линий в пролетах используют овальные соединители,монтируе­мые методом обжима или опрессования и дополнительной термитной сваркой концов в петле или с использованием шунта ; овальные соединители,монтируемые методом сплошногоопрессования и соединительные сжимы .

В линиях на напряжение выше 1000В. должно быть не более одного соединения в пролете на каждый провод или трос. Не допускается сое­динений в пролетах припересечении линией улиц, линий связи и сигнализации, железных и автомобильных дорог и т. п.

Натяжение проводов.После окончания работ по раскатке и соеди­нению проводов производят их натяжение. Для этого тракторы, автомо­били или лебедки соединяют такелажным тросом с проводами с по­мощью монтажных клиновых или шарнирных зажимов. Натяжение производят в пролете, ограниченном анкерными или анкерно-угловыми опорами, Во время натяжения следят за подъемом проводов, проходом ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики, удаляют с проводов зацепившиеся предметы и грязь.

Стрелы провеса устанавливают согласно проекту, по монтажным таблицам или кривым в соответствии с температурой воздуха. Факти­ческая стрела провеса не должна отличаться от проектного значения более чем на ±5%. При этом габариты до земли и пересекаемых объектов должны соответствовать требованиям СНиП и ПУЭ. Визирова­ние проводов и тросов ВЛ производят при длине более 3 км в каждой трети анкерного участка, а при длине анкерного участка менее 3 км — в двух пролетах — наиболее отдаленном и наиболее близком от меха­низма, тянущего трос. Визирование начинают со среднего провода — при горизонтальном расположении проводов и с верхнего провода при вер­тикальном. При визировании провод (трос) подводят сверху к линии визирования, для этого его вначале несколько пере­тягивают (на 0,3—0,5 м), а затем опускают до заданной стрелы прове­са. При этом положение проводов и тросов контролируют измерением тяжения по проводу динамометром или визированием по рейке с по­мощью приспособления, которое струбциной крепится к стойке опоры . Провода (тросы) после визирования крепят на опорах анкерного типа, а затем на промежуточных. Для перекладки проводов и тросов из раскаточных роликов и последующего скрепления их с подвесными изоляторами используют телескопические вышки или подвижные лестни­цы (люльки). Эти операции при применении штыревых изоляторов вы­полняют непосредственно с опор ВЛ.

Штыревые изоляторы монтируют во время сборки опор на штырях или крюках с помощью полиэтиленовых колпачков или пакли, пропитан­ной суриком, а также способом армирования раствором из цемента (40%) и речного песка (50%). Гирлянды подвесных изоляторов целе­сообразно собирать в мастерских или на специальных площадках и доставлять к месту монтажа в готовом виде. Перед монтажом изоляторы тщательно осматривают, проверяют надежность закрепления замков для подвесных изоляторов и сопротивление изоляции, которое должно быть для каждого изолятора не менее 300 МОм.

Техника безопасности.Помимо общих требований безопасности при выполнении монтажных работ на ВЛ должно выполняться следую­щее.

На двухцепных линиях ни одна линия не должна находиться в эксплуатации, т. е. на нее нельзя подавать напряжение и она не должна включаться коммутационным аппаратом. Для защиты персона­ла от воздействия электрических потенциалов, наводимых в проводах и тросах, они должны быть закорочены и заземлены на всех анкерных опорах монтируемого участка. При приближении грозы работающий персонал должен быть выведен за пределы трассы. В ночное время на ВЛ не должны производиться работы, за исключением монтажа пере­ходов через железные дороги, автострады и т. п. Должна быть обеспе­чена регулировка положения опор оттяжками и расчалками с целью исключения их падения. При работе на высоте монтер должен пристеги­ваться предохранительным поясом к телу опоры или к подъемным ме­ханизмам. Подъем на вновь установленную опору допускается только по специальному разрешению производителя работ. Приспособления и детали, поднимаемые на опору, должны отцепляться от поводка бесконечного каната только после их установки и закрепления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *