Магнитные цепи

Исполнительные электромагнитные устройства

Вопрос №2

Классификация электромагнитов. Электромагнит (ЭМ) является наиболее распространенным преобразователем электрического сигнала в механическое движение. ЭМ получили применение в качестве приводных или управляющих устройств в ряде механизмов, электрических аппаратов и реле, например в подъемных и тормозных устройствах, приводах для включения и выключения коммутационных аппаратов, электромагнитных контакторах, автоматических регуляторах, приводах для включения и отключения механических, пневматических, гидравлических цепей, а также для сцепления и расцепления вращающихся валов, открывания и закрывания клапанов, вентилей, заслонок, золотников на небольшое расстояние до нескольких миллиметров с усилием в несколько десятков ньютонов.

По назначению различают электромагниты:

удерживающие, которые служат для фиксации положения ферромагнитных тел (например, электромагниты, предназначенные для подъема предметов из ферромагнитного материала, электромагнитные плиты для фиксации деталей на металлообрабатывающих станках, электромагнитные станки). Эти ЭМ не совершают работы, от них требуется лишь определенная сила, на которую они рассчитываются;

приводные, которые служат для перемещений исполнительных устройств (например, клапанов, золотников, заслонок, железнодорожных стрелок), а также используются в контакторах, электромагнитных муфтах и др. Эти ЭМ совершают определенную работу и поэтому рассчитываются на определенную силу и перемещение;

специальные, которые используются в ускорителях элементарных частиц, медицинской аппаратуре и др.

По роду тока в обмотке различают ЭМ постоянного и переменного токов. ЭМ постоянного тока делят на нейтральные, не реагирующие на полярность управляющего сигнала, и поляризованные, реагирующие на полярность сигнала (когда на якорь действуют два независящих друг от друга потока).

По конструктивному исполнению различают следующие типы ЭМ.

Клапанные — с внешним притягивающим якорем (рис.2, а…г), при этом магнитные системы могут иметь различную форму:

П-образный магнитопровод и сердечник круглого сечения;

П-образнй магнитопровод и плоский якорь-ярмо;

Ш-образный магнитопровод и сердечник круглого сечения;

цилиндрический магнитопровод.

В клапанных ЭМ происходит небольшое перемещение якоря (несколько миллиметров), благодаря чему они развивают большие усилия и имеют высокую чувствительность.

Прямоходовые — с поступательным движением якоря. Используются они, как правило, в виде соленоидов и поэтому часто называются соленоидными ЭМ (рис.2, д, ё). Прямоходовые ЭМ имеют большой ход якоря, меньшие, чем клапанные, размеры и большее быстродействие, однако чувствительность у них меньше.

По своему назначению прямоходовые ЭМ выполняются в двух вариантах:

с неподвижным сердечником — «стопом» (см. рис.2, д, е);

без сердечника со сквозным отверстием по оси катушки — так называемые длинноходовые электромагниты (см. рис.2. е, показан пунктиром).

ЭМ с неподвижным сердечником создает большое усилие, значение которого возрастает по мере приближения якоря к сердечнику. Длинноходовые системы позволяют получить относительно большой ход якоря (до 200 мм) за счет удлинения катушки.

Рис.2. Нейтральные электромагниты различных конструкций:

а … г — клапанные; д, е — прямоходовые; ж, з — с поперечным движением якоря; 1— сердечник;

2 — якорь; 3 — полюсный наконечник; 4 — катушка; 5 — ярмо; 6 — направляющая трубка;

7 — пружина; 6 — начальный воздушный зазор

Эти ЭМ применяются в установках, работающих в режиме кратковременной нагрузки, т.е. когда ток, проходящий через катушку, имеет большое значение, но не вызывает ее перегрева.

С поперечным движением — якорь движется в поперечном направлении к средней линии между полюсами. Практическое использование получили следующие формы магнитных систем:

с выступающим якорем (рис.2, ж) — применяется при углах поворота якоря 25…40°;

с вытягивающимся якорем (рис.2, з) — применяют при углах поворота якоря 10… 15 °. Позволяют получить тяговую характеристику любой формы (возрастающую, спадающую с любым углом наклона), что обеспечивается соответствующим выбора профиля якоря.

В этих системах якорь подвешивается на пружине, а рабочий угол поворота якоря выбирается таким, чтобы он не занимал крайних положений против полюсов.

Рассмотренные системы с движущимся в поперечном направлении якорем применяются в автоматических регуляторах, когда требуется получить большое значение коэффициента возврата. Кроме того, их удобно использовать в устройствах, работающих на постоянном токе (при переменном токе могут возникнуть вибрации якоря, в то время как зазор между полюсами и якорем должен быть постоянным).

ЭМ состоит из магнитопровода и собственно катушки.

Магнитопровод. В ЭМ постоянного тока магнитопровод выполняется сплошным из полосового или круглого материала — технически чистого железа марок Э, ЭА и ЭАА. Высокочувствительные электромагниты имеют магнитопровод из железоникелевых и железоникелькобальтовых сплавов, это пермаллои марок 79НМ, 79НМА и гайперники марок 50НП, 45Н, 45НП. Широкое применение в магнитопроводах быстродействующих ЭМ нашли легированные кремнием стали марок Э11, Э21 и т.д. Легирование электротехнических сталей кремнием обусловливает значительное повышение электросопротивления. При этом уменьшаются потери энергии на вихревые токи, что позволяет применять сталь в более мощных устройствах, работающих на переменном токе.

Магнитопроводы ЭМ переменного тока выполняют шихтованными, т.е. собирают из пластин, штампуемых из листового материала толщиной 0,3…0,5 мм. Материалами могут быть: горяче- и холоднокатаная электротехническая сталь марок Э11… Э43, Э1100, Э310 и др.

В некоторых случаях магнитопроводы ЭМ постоянного тока также делают шихтованными для устранения вихревых токов, возникающих в процессе включения и выключения. Иногда в целях экономии небольшие ЭМ переменного тока изготовляют из сплошного материала толщиной 2…3 мм.

Катушка. По своей конструкции катушки бывают каркасными и бескаркасными, а по форме — круглого и прямоугольного сечения. Каркасная катушка состоит из каркаса и обмотки. На одном каркасе может быть несколько обмоток, уложенных рядами. Бескаркасная катушка проще каркасной. Отсутствие каркаса позволяет полностью использовать намоточное окно.

Порядок расчета нейтрального электромагнита. В задачу расчета входит нахождение таких конструктивных размеров и параметров обмотки ЭМ, которые соответствовали бы заданным условиям работы устройства. Обычно в число исходных данных входят: противодействующая (механическая) характеристика, полученная расчетным или экспериментальным путем; напряжение и ток входного сигнала, подаваемого на обмотку; режим работы; временные параметры; габаритные размеры; вес; стоимость. Кроме того, необходимо учитывать основные условия эксплуатации: температуру окружающей среды, .влажность, запыленность, наличие вибраций.

В результате расчета необходимо выбрать тип ЭМ (см. рис.2), материал для магнитной цепи, определить геометрические размеры магнитопровода, катушки и ее электрические параметры. Создаваемая конструкция должна отвечать критерию оптимальности, или экономичности, т.е. обладать минимальными размерами, весом и стоимостью.

Расчет ЭМ включает в себя следующие этапы.

1. Выбор типа электромагнита и кинематической схемы соединения его с исполнительным механизмом. Форма магнитной цепи определяется назначением ЭМ в технологической цепи производства. Например, для больших усилий и больших ходов якоря рекомендуется использовать прямоходовые ЭМ (см. рис.2, е), которые имеют минимальные размеры, вес и стоимость. При очень малом ходе якоря применяют клапанные электромагниты с цилиндрическим магнитопроводом (см. рис.2, г).

Для каждой формы ЭМ имеются определенные соотношения между значениями электромагнитного усилия и ходом якоря, при которых вес сконструированного электромагнита получается минимальным. Для удобства выбора оптимальной формы ЭМ вводится понятие конструктивного показателя (КП), представляющего собой следующее отношение:

где Fэ min — электромагнитное усилие, которое должен развивать электромагнит при максимальном рабочем воздушном зазоре δв, когда δв = δн .

Выбор КП определяется на основании следующих рассуждений: длина сердечника растет пропорционально увеличению магнитодвижущей силы, создаваемой обмоткой, а МДС, в свою очередь, определяется максимальным рабочим воздушным зазором 5В; поперечное сечение сердечника определяется требуемым начальным электромагнитным усилием. Действительно, как было показано выше, электромагнитное усилие пропорционально сечению сердечника, т.е. квадрату его поперечного линейного размера. Поэтому поперечный размер сердечника пропорционален корню квадратному из тягового усилия.

На основании расчета были получены данные для выбора оптимальной формы ЭМ. Так, для прямоходового ЭМ без неподвижного сердечника (см. рис.2, е) значение конструктивного показателя составляет 400 Н½ /м; для клапанного ЭМ с цилиндрическим магнитопроводом (см. рис.2, г) конструктивный показатель равен 2900 Н½ /м. В маломощных ЭМ практическое значение имеет не вес, а чувствительность, поэтому эти ЭМ выполняются клапанного типа (см. рис.2, а…г). Конструктивный показатель для них равен 800…8000 Н½ /м.

2. Предварительный расчет электромагнита проводят обычно в два этапа. Сначала выполняют ориентировочный расчет для определения в первом приближении основных размеров и параметров ЭМ. При таком расчете потери намагничивающей силы и утечки магнитного потока учитывают приближенно. Затем проводят точный расчет электромагнита, при этом найденные в предварительном расчете размеры магнитопровода позволяют с достаточной точностью учесть насыщение магнитопровода, потери магнитодвижущей силы и утечку магнитного потока. После проведения окончательного расчета проверяют рациональность принятой формы и найденных размеров ЭМ.

Порядок предварительного расчета применительно к прямоходовому ЭМ с неподвижным сердечником и клапанному ЭМ сводится к следующему:

выбирают значение магнитной индукции в рабочем зазоре при начальном его значении Вδн. Следует иметь в виду, что с ростом индукции уменьшаются размеры магнитопровода, но одновременно уменьшается и чувствительность ЭМ, так как возрастают потери магнитодвижущей силы и утечка магнитного потока. Учитывая наличие потоков рассеяния, магнитную индукцию Вδн выбирают в пределах 0,06…1 Тл в зависимости от формы магнитопровода и условий работы ЭМ. Выбор Вδн определяется соотношением между заданным значением электромагнитного усилия Рэ при отпу­щенном якоре и ходом 8; причем с увеличением Рэ необходимо выбирать большие значения Вδн. Опытные и расчетные данные оптимальных значений Вδн удобно выражать в функции конструктивного показателя КП. На рис.3 приведены зависимости величины ВКн и отношения длины обмотки lоб к ее ширине hоб от отношения для некоторых типов ЭМ постоянного тока. Эти зависимости построены исходя из наиболее экономичного использования активных материалов (сталь, медь);

определяют сечение участков магнитопровода. Например, для клапанного ЭМ или прямоходового с плоским якорем сечение рабочего зазора можно найти, воспользовавшись формулой

Причем требуемое значение электромагнитного усилия Рэ min принимают на 15…25 % больше заданного противодействующего усилия при δ = δн . Для электромагнитов, не имеющих полюсного наконечника, найденное сечение рабочего зазора Sδ соответствует сечению сердечника. При наличии полюсного наконечника, например в клапанных ЭМ (см. рис.2, а, в), найденное сечение равно сечению полюсного наконечника.

Рис.3. Электрические зависимости для выбора оптимальных параметров магнитной цепи (кривые

Вδн — возрастающие, кривые lоб / hоб — убывающие, сплошные линии — масштаб I, пунктирные линии — масштаб II): 1 — клапанный электромагнит; 2 — прямоходовой электромагнит с плоским якорем; 3 — прямоходовой электромагнит с якорем, имеющим конический конец с углом при вершине 45°; 4 — прямоходовый электромагнит с якорем, имеющим конический конец с углом при вершине 60°

3. Определение длины lоб и толщины hоб обмотки. Предварительно задаются отношением длины обмотки к ее толщине, т.е. lоб / hоб. При изменении этого отношения получается разный расход меди и стали — активных материалов электромагнита. Так, с увеличением отношения lоб / hоб уменьшается расход меди (так как уменьшается объем меди, поверхность охлаждения катушки увеличивается), а расход стали растет (так как увеличивается длина магнитопровода). На практике установлено, что при относительно небольшом ходе якоря и малом значении усилия отношение lоб / hоб следует выбирать большим, чем при увеличении усилия и уменьшении хода якоря.

Таким образом, с помощью отношения lоб / hоб также можно определить значения конструктивного показателя (см. рис.3). Рекомендуется для клапанных ЭМ брать отношение lоб / hоб = 1… 8, а для прямоходовых — в пределах 5… 8.

Тяговая и механическая характеристики электромагнита. В соответствии со вторым законом Кирхгофа в любое мгновение переходного процесса при включении ЭМ выполняется следующее соотношение

где U — напряжение, подаваемое на зажимы обмотки (катушки) с числом витков w и активным сопротивлением R.

Умножив обе. части этой формулы на Idt, получим уравнение энергетического баланса

U Idt = I2 Rdt + wIdФ,

где Uldt — электрическая энергия, поступившая в обмотку за время dt;

I2 Rdt — тепловые потери в активном сопротивлении;

wIdФ — энергия, затраченная на создание магнитного поля ЭМ и механическую работу движения якоря.

После интегрирования приходим к выражению

где t, Ф — текущие координаты.

Известно, что ток в обмотке ЭМ, включенной на постоянное напряжение, нарастает по экспоненциальному закону. В некоторый момент времени он достигает значения тока трогания, которому соответствует точка 7 на рис.4. В это мгновение якорь приходит в движение, в процессе которого рабочий зазор уменьшается, индуктивность обмотки растет и ток в ней падает до тех пор, пока якорь не притянется к сердечнику, чему соответствует точка 3. Во время движения якоря связь между Ф и wI определяется кривой 1—2—3. По окончании движения якоря ток опять начинает возрастать, достигая установившегося значения в точке 4.

Рис.4. Магнитные потоки в электромагните

Если якорь при срабатывании ЭМ находится в начальном положении и рабочий зазор 5 максимален (δ = δн), то характеристика намагничивания при δ = δн = const имеет вид кривой 0 — 7 — 5 (см. кривую δн на рис.4), а в конечном положении якоря, когда он полностью притянут и δ = δк = const — вид кривой 0 — 1’— 3 — 4 (см. кривую δк на рис.4). Значит, динамическая характеристика намагничивания Ф(wI) при срабатывании ЭМ состоит из участка 0 — 7 кривой δн, переходной кривой 1 — 2 — 3 во время движения якоря (δ = var) и участка 3 — 4 кривой δк.

Энергия W1234, представленная в последней формуле вторым членом ее правой части и равная энергии, поступившей из сети, в течение нарастания МДС от 0 до wIу при срабатывании ЭМ за вычетом тепловых потерь, пропорциональна площади, ограниченной кривой 0 — 1 — 2—3— 4— Фу — 0.

Тяговой (или электромеханической) характеристикой ЭМ называют зависимость (2Т (8) — тягового усилия от длины воздушного зазора при известном характере изменений тока обмотки и противодействующих усилий во время срабатывания.

Допустим, при подаче на обмотку напряжения трогания Uтр движение якоря ЭМ начинается по достижении током значения Iу и в процессе изменения длины зазора от начальной δн до конечной δк этот ток остается неизмененным. Для ЭМ последовательного включения это условие естественное. В ЭМ параллельного включения ток в обмотке неизменный, если в любое мгновение срабатывания тяговое и противодействующее усилия равны друг другу, т. е. якорь перемещается бесконечно медленно, и, следовательно, инерция подвижных частей не проявляется. Поэтому снятая при таких условиях тяговая характеристика является статической. Другими словами, статическая тяговая характеристика — это зависимость электромагнитного усилия, действующего на неподвижный якорь, от его положения, исчисляемого значением рабочего зазора, при неизменной МДС.

Под механической, или противодействующей, характеристикой ЭМ понимают зависимость Qмех (δ) — результирующей силы сопротивления движению якоря, приложенной к нему и приведенной к рабочему зазору 5, от длины последнего (или момента сопротивления от угла поворота якоря).

Множество различных механических характеристик объясняется многообразием конструктивного исполнения и параметров механических элементов ЭМ,

Построение механических характеристик ЭМ и согласование их с тяговыми характеристиками производятся так же, как для реле.

Динамика электромагнита. Под инерционностью ЭМ понимают запаздывание перемещения якоря по сравнению с изменениями входного напряжения. Она определяется отставанием изменения тока в обмотке от изменения приложенного к ней напряжения и механической инерцией якоря и связанных с ним подвижных частей.

Динамические свойства ЭМ как элемента дискретного действия характеризуются двумя временными параметрами: временем срабатывания tсраб., и временем отпускания tотп.

Время от подачи входного напряжения на зажимы обмотки ЭМ до полного притяжения якоря (δ = δк) называют временем срабатывания tотп., а время от снятия входного напряжения до возвращения якоря в начальное положение (δ = δн) — временем отпускания tотп..

Если ввести обозначения tтр и t’тр для времени трогания соответственно при срабатывании (время от подачи входного напряжения U до начала движения, трогания якоря) и отпускании (от снятия U до начала движения якоря), можно записать:

где tдв, t’дв — время движения якоря соответственно от δн до δк , и наоборот.

Значения tсраб и tотп обычно равны 0,05…0,15 с для ЭМ нормального быстродействия.

Увеличить или уменьшить tсраб и tотп можно конструктивными и схемными способами. Конструктивные способы увеличения и уменьшения быстродействия ЭМ заключаются в следующем.

Снижение tсраб и tотп достигается:

уменьшением вихревых токов в магнитопроводе и хода якоря, равного δн — δк; выбором достаточно большого коэффициента запаса при срабатывании

(чем больше тем надежнее удерживается якорь в притянутом положении);

оптимизацией размеров обмотки и другими методами.

Рис.5. Схемы изменения времени срабатывания и отпускания электромагнитов:

а…е — увеличение tсраб; ж…и — уменьшение tсраб; к…н — увеличение tотп

Увеличение tсраб и tотп осуществляется с помощью электромагнитных, механических, пневматических и гидравлических демпферов, присоединяемых к якорю.

Электромагнитные демпферы выполняют в виде конструктивных элементов, изготовленных из электропроводящего материала и помещенных в магнитное поле (например, в счетчике электроэнергии в поле постоянного магнита вращающийся алюминиевый диск). Если требуется получить tсраб и tотп порядка одной или нескольких секунд, то прибегают к экранированию: на сердечнике размещают медную втулку, охватывающую все его сечение; возникающий при движении якоря ток экрана замедляет нарастание и спадание потока в магнитопроводе.

На рис.5 показаны некоторые схемные способы изменения tсраб и tотп. Приведенные схемы обеспечивают стабильное снижение tсраб нормальных по быстродействию ЭМ до нескольких миллисекунд или увеличение их tотп до нескольких секунд.

Электромагниты переменного тока. Тяговая характеристика. Якорь ЭМ притягивается к сердечнику при подаче в обмотку как постоянного, так и переменного тока. Считая поток в магнитопроводе синусоидальным, что справедливо при синусоидальном напряжении на зажимах обмотки с пренебрежимо малым активным сопротивлением, по формуле Максвелла найдем выражение для тягового усилия:

где Фδ — магнитный поток в воздушном зазоре;

S — поперечное сечение воздушного зазора;

ω — круговая частота питающего тока;

QTmax – амплитуда тягового усилия, неизменного по знаку и пульсирующего с удвоенной частотой (рис.6).

Притяжение якоря определяется средним значением тягового усилия QTmed, т.е. его постоянной составляющей (см. рис.6, а). Пульсирующее тяговое усилие можно представить в виде двух составляющих следующим образом:

где — постоянная составляющая, т.е. среднее значение тягового усилия;

— переменная составляющая.

Из сравнения QTmed и QT следует, что при Фmах = Фδ постоянная составляющая тягового усилия ЭМ переменного тока в два раза меньше тягового.усилия ЭМ постоянного тока. Значит в общем случае ЭМ постоянного тока при прочих равных условиях развивает большую силу притяжения, чем ЭМ переменного тока.

Если при постоянном (установившемся) напряжении

то при переменном напряжении, так как от δ зависит индуктивность L,

где F— тяговое усилие;

w — число витков в обмотке;

U— напряжение питания магнита;

z — полное сопротивление обмотки;

R — активное сопротивление обмотки;

δ — воздушный зазор.

Разной зависимостью от δ объясняется различие статических тяговых характеристик ЭМ постоянного и переменного токов, показанных на рис. 7, б. Если тяговая характеристика 1 электромагнита постоянного тока круто поднимается с уменьшением 5, то тяговая характеристика 2 электромагнита, работающего на пе­ременном токе, более пологая из-за роста индуктивности обмот­ки. Если R = 0, то согласно второму закону Кирхгофа приложен­ное к обмотке напряжение уравновешивается только ЭДС само­индукции (е), т.е.

U = Umax sinωt = — е = wdФ/dt.

Рис.7. Магнитный поток и тяговые усилия ЭМ (о), тяговые характеристики ЭМ постоянного (кривая 7) и переменного (кривые 2, 3) токов (б) и схема экрана для устранений вибраций якоря (в)

При Umax = const и, следовательно, Фmах = const и Фmах ≠ f(t) тяговая характеристика ЭМ имеет вид горизонтальной прямой 3. Таким образом, форма тяговой характеристики ЭМ переменного тока зависит от соотношения активного R и индуктивного XL сопротивлений цепи его обмотки.

Способы устранения вибрации якоря. Как видно из рис.7, а, в некоторые моменты времени тяговое усилие QT- обращается в нуль. При наличии противодействующей силы Qмex, изменяющейся в соответствии с механической характеристикой ЭМ и стремящейся оторвать якорь от сердечника, это может привести к вибрации якоря: когда Qмех > QT якорь отходит от сердечника, а при QT > Qмех снова притягивается. Если f = 50 Гц, то якорь совершает 100 колебаний в секунду, что приводит к повышенному механическому износу и возникновению шума.

Эффективными средствами снижения вибрации якоря являются уменьшение пульсации тягового усилия с помощью магнитных экранов (короткозамкнутых витков), охватывающих часть сечения сердечника, и использование многофазных ЭМ.

На рис.7, в приведена конструкция части магнитопровода ЭМ с экраном и показаны направления магнитных потоков при убывании основного потока Ф. Тогда в соответствии с принципом Ленца поток Фк, создаваемый током, наведенным в экране (Э) правым потоком Фпр, будет направлен согласно с правым потоком Фпр, т.е. Ф2 = Фпр + Фк и Ф1 = Флев — Фк, где Ф1 Ф2 — суммарные потоки в воздушных зазорах.

Для того чтобы исключить вибрацию якоря, можно также использовать двух- или трехфазный электромагнит с токами в катушках, сдвинутыми по фазе.

Если с якорем сочленены инерционные механизмы, то он утяжеляется, что предотвращает вибрацию с частотой 2ω. Однако чувствительность ЭМ при этом снижается.

Поляризованные электромагниты. Принципиальное отличие поляризованных электромагнитов (ПЭМ) от нейтральных состоит в существовании зависимости между направлением перемещения якоря и полярностью управляющего напряжения Up, прикладываемого к рабочей обмотке. Эта зависимость достигается с помощью двух магнитных потоков: рабочего Фр, создаваемого постоянным напряжением, полярность которого может изменяться, и поляризующего Фп, образуемого постоянным магнитом или электромагнитом постоянного тока с неизменной полярностью питающего напряжения (рис.8).

Повышенное быстродействие ПЭМ (несколько миллисекунд) по сравнению с нейтральными ЭМ достигается не только конструктивными приемами (шихтованным магнитопроводом, небольшими ходом и массой якоря, малой постоянной времени обмотки), но и связано непосредственно с его принципом действия: при срабатывании и отпускании поток в магнитопроводе не возникает и не исчезает, а перераспределяется или изменяет свое значение. Еще одна особенность ПЭМ, обусловленная наличием постоянного магнита, заключается в возможности принятия якорем различных фиксированных положений при обесточенной рабочей обмотке.

Различают три основные конструктивные схемы магнитопроводов ПЭМ: последовательную, параллельную (дифференциальную) и мостовую.

Рис.8. Конструктивные и эквивалентные электрические схемы поляризованных электромагнитов:

а — с неразветвленным магнитопроводом; б — с дифференциальной магнитной цепью; в — с мостовым магнитопроводом; 1 — магнитопровод; 2 — якорь; 3 —пружина; 4 — полюсные наконечники; 5 — ось;

6 — постоянный магнит

Схема ПЭМ с последовательной магнитной цепью, в которой рабочий поток Фр, создаваемый током рабочей обмотки, и поляризующий поток Фп постоянного магнита замыкаются в общем простом неразветвленном магнитопроводе 7, показана на рис.8, а вместе с его схемой замещения (в схеме замещения предполагается, что магнитная цепь не насыщена). При встречном действии потоков Фр и Фп якорь 2 оттянут пружиной 3. Изменение полярности рабочего напряжения вызывает притяжение якоря к сердечнику.

На рис.8, б представлена одна из принципиальных схем ПЭМ с дифференциальной (параллельной) магнитной цепью и соответствующей схемой замещения. Здесь поляризующий поток Фп разветвляется на два потока Фпδ1 и Фпδ2, проходящих по сердечникам. Один из них при данной полярности рабочего напряжения действует с потоком Фр согласно, а другой — встречно.

Якорь притягивается к левому или правому полюсу в зависимости от того, в каком из зазоров 8, или 52 рабочий и поляризующий потоки суммируются. Тяговое усилие определяется разностью сил притяжения в зазорах 5, и 52 (откуда и название дифференциальный ПЭМ). При изменении полярности рабочего напряжения Up якорь перебрасывается к противоположному полюсу.

Одна из конструктивных схем ПЭМ с мостовым магнитопроводом и соответствующая схема замещения изображены на рис.8, в. Рабочий поток Фр, проходящий по С-образному магнитопроводу, разветвляется на два потока Фр1 и Фр2, а поляризующий поток Фп постоянного магнита 6 — на два потока Фп1 и Фп2.

При данной полярности рабочего напряжения Up потоки Фп1 и Фр2 в зазоре 8, и Фр1 и Фп2 в зазоре δ3 суммируются, а Фп1 и Фр1 в зазоре δ2 и Фп2 и Фр2 в δ4 вычитаются, вследствие чего постоянный магнит 6 с полюсными наконечниками 4 поворачивается на некоторый угол против хода часовой стрелки вокруг оси 5. Изменение полярности рабочего напряжения вызывает поворот магнита с полюсными наконечниками в обратном направлении.

Основные недостатки ПЭМ с последовательной магнитной цепью — это, во-первых, малая магнитная проницаемость магнитотвердого материала постоянного магнита, из-за чего снижается чувствительность ПЭМ и требуется повышенная МДС рабочей обмотки, а во-вторых, воздействие размагничивающей рабочей МДС на постоянный магнит, что неблагоприятно сказывается на стабильности намагниченности последнего и увеличивает размеры ПЭМ.

С-образный электромагнит

Q, еооюзна. чатс;

О П И С А Й «Й К

ИЗОБР ЕТЕ Н ИЯ

Союз Советских

Социалистннеских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.06.73 (21) 1929219, 24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.75. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 11.07.75 (51) М. Кл. Н Olf 7,,F06

Государственный комитет

Совета Министров СССР ! (53) УДК 621.318.56 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Ю. А. Мясников, Б, В. Рождественский, А, А. Соламес и М. М. Суворов (71) Заявитель (54) С-ОБРАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТ

Предмет изобретения

Изобретение относится к устройствам для создания магнитных полей и может быть использовано в электрофизических установках.

Известные С-образные электромагниты, содержащие магнитопровод, не дают возможности полностью использовать окно магнитопровода, уменьшить поток рассеяния, вес и габариты электромагнита.

Цель изобретения — полное использование окна магнитопровода.

Это достигается тем, что в предлагаемом магнитопроводе пазовая часть обмотки возбуждения в местах перехода к лобовым частям имеет Z-образные изгибы, а магнитопровод имеет соответствующие этим изгибам выемки.

На фиг. 1 изображен предлагаемый электромагнит, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же вид спереди и разрез по А — А.

Электромагнит состоит из магнитопровода 1 и обмотки возбуждения 2. Обмотка возбуждения имеет Z-образные изогнутые части 3, кгторые размещаются в выемках 4 магнитопровода. Введение изогнутых частей обмотки возбуждения позволяет при прочих равных условиях (величине рабочего объема магнитного

5 поля, индукции в рабочем зазоре и мощности питания) значительно уменьшить окно 5 магнитопровода для размещения обмотки возбуждения, магнитный поток рассеяния, вес и габариты электромагнита.

С-образный электромагнит, содержащий магнитопровод, обмотку возбуждения, разме15 щенную на его полюсах, отличающийся тем, что, с целью достижения полного использования окна магнитояровода, уменьшения потока рассеяния, веса и габаритов электромагнита, пазовая часть обмотки возбуждения

20 в местах перехода к лобовым частям имеет

Z-образные изгибы, а магнитопровод имеет соответствующие этим изгибам выемки, 467410

Фиг т

Составитель С. Гордон

Техред М. Семенов

Редактор И. Шубина

Корректор А. Дзесова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1662/15 Изд. № 1363 Тираж 833 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Магнитная система

Смотреть что такое «Магнитная система» в других словарях:

  • МАГНИТНАЯ СИСТЕМА — (лат.). Несколько тонких намагниченных стальных полос, при условии, чтобы однородные концы были обращены в одну сторону, соединенных вместе помощью оправы из мягкого железа, вследствие чего образуется сильный магнит. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

  • магнитная система — — Тематики электротехника, основные понятия EN magnetic systemmagnetic structure … Справочник технического переводчика

  • магнитная система — magnetinė sistema statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. magnetic system vok. Magnetsystem, n rus. магнитная система, f pranc. système magnétique, m … Automatikos terminų žodynas

  • магнитная система — Часть МГД устройства, служащая для создания внешнего магнитного поля … Политехнический терминологический толковый словарь

  • магнитная система вращающейся электрической машины — Совокупность элементов вращающейся электрической машины, предназначенных для проведения основного магнитного потока. Тематики машины электрические вращающиеся в целом … Справочник технического переводчика

  • магнитная система демпфирования колебаний — — Тематики нефтегазовая промышленность EN magnetic damping system … Справочник технического переводчика

  • магнитная система магнитометра — Чувствительный элемент оптикомеханического магнитометра типа «весы», включающий магнит (магниты) и систему его подвески. Тематики гравиразведка и магниторазведка Обобщающие термины приборы и их характеристики … Справочник технического переводчика

  • магнитная система с шихтовкой типа step lap — Параллельные тексты EN RU Low induction level and step lap configuration granting lower noise level Низкая индуктивность трансформатора и применение магнитной системы с шихтовкой типа step lap уменьшают уровень акустического шума. … Справочник технического переводчика

  • магнитная система электротехнического изделия — Часть электротехнического изделия, представляющая совокупность ферромагнитных деталей, предназначенную для проведения в ней основной части магнитного потока. Тематики изделие электротехническое … Справочник технического переводчика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *