Какие факторы влияют

§ 22. Сельское хозяйство

Вспомните

1. Что такое сельское хозяйство?

Ответ:

Сельское хозяйство — отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности.

2. Из каких отраслей состоит сельское хозяйство?

Ответ:

Сельское хозяйство образуют две крупные отрасли: земледелие (растениеводство) и животноводство.

3. Какие факторы влияют на специализацию сельского хозяйства?

Ответ:

Размещение сельского хозяйства зависят от природных и социально-экономических факторов. Например, для сельскохозяйственных культур необходимо тепло, качество почв и свет, а животноводство целиком зависит от кормовой базы. Поэтому, можно сделать вывод, что природные факторы в наибольшей степени влияют на размещение отраслей растениеводства.

Природные факторы размещения и специализации сельского хозяйства:

— качество почв;

— продолжительность безморозного периода (обеспеченность теплом);

— суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом);

— условия увлажнения (количество осадков);

— вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия);

— обеспеченность водными ресурсами;

— топографические условия местности и др.

Как вы думаете

Почему резко отличается доля сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта в развитых и развивающихся странах?

Ответ:

В аграрных странах на сельское хозяйство приходится около трети общего роста производства. В этих странах живет около полумиллиарда человек, из них 68% — жители сельских районов, а 49% существуют менее чем на 1 долл. вдень.

В странах с аграрной экономикой сельское хозяйство является одним из основных источников роста, обеспечивая в среднем, 32% прироста ВВП. Связано это, в основном с тем, что сельское хозяйство создает существенную долю ВВП, и что большинство бедного населения (70%) проживает в селах. В этих странах — главным образом, в странах Африки к югу от Сахары, — насчитывается 417 млн сельских жителей. 82% сельского населения стран Африки к югу от Сахары проживает в странах, основу экономику которых составляет сельское хозяйство.

К развивающимся странам по уровню ВНД на душу населения относится большинство стран Восточного и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Африки к югу от Сахары, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Низкий экономический уровень развивающихся стран основывается на низкой производительности, когда преобладает ручной труд, слабая механизация индустриального и сельскохозяйственного труда. Отсюда и колоссальный разрыв в эффективности труда.

С. 150

Проверим знания

1. Какие отрасли входят в состав сельского хозяйства?

Ответ:

Сельское хозяйство образуют две крупные отрасли: земледелие (растениеводство) и животноводство.

2. Какие существуют основные зерновые культуры?

Ответ:

С глубокой древности у большинства народов мира главными продуктами питания были зерновые продукты, хлеб. И сейчас основой земледелия в большинстве стран мира остаются около 10 зерновых культур: пшеница, рис, кукуруза, овёс, ячмень, рожь, просо и др.

3. В какой стране получают наибольший суммарный урожай зерновых культур?

Ответ:

Наибольший суммарный урожай зерновых культур получают в Китае.

4. Какие культуры называют техническими?

Ответ:

Технические культуры — это продовольственные и непродовольственные растения, для использования которых необходима их сложная техническая переработка.

5. Какие отрасли входят в состав животноводства?

Ответ:

Современное животноводство очень разнообразно. Оно включает разведение млекопитающих, птиц, рыб и даже насекомых. Однако ключевыми направлениями животноводства является разведение крупного рогатого скота, овец и свиней.

А теперь более сложные вопросы

1. В чём заключается уникальность сельского хозяйства как отрасли мировой экономики?

Ответ:

Сельское хозяйство — самая старая отрасль производящего хозяйства. Уникальность данной отрасли заключается в поставке человеку продуктов питания и некоторых видов непродовольственного (технического) сырья. В ней занято «всего» около половины жителей планеты.

2. Какие факторы определяют набор культур в сельском хозяйстве разных стран?

Ответ:

Факторы, определяющие набор культур в сельском хозяйстве разных стран:

— Природные;

— Сырьевые;

— Потребительские.

3. Какая из отраслей сельского хозяйства (земледелие или животноводство) больше распространена по планете? Почему?

Ответ:

Территориально больше распространено животноводство — пастбищ на Земле значительно больше, чем пашни: по данным ФАО, в 2017 г. в мире было 1553 млн. га пашни и многолетних насаждений, а лугов и пастбищ — 3359 млн. га. А вот по стоимости продукции земледелие преобладает (64% в 2017 г.).

4. Почему для развитых и развивающихся стран характерны разные типы организации сельского хозяйства?

Ответ:

Наиболее высокого уровня развития в наши дни достигло сельское хозяйство постиндустриальных стран Запада. Резкое уменьшение доли этой отрасли в структуре их ВВП, а также в занятости экономически активного населения (до 2–5 %) вовсе не означает ее упадка. Напротив, оно свидетельствует о глубокой структурной и технико-производственной перестройке этой отрасли, об органичном сращивании ее с другими производственными и непроизводственными сферами и наукой, о высокой производительности труда. Наиболее полное выражение все эти новшества нашли в формировании аграрно-промышленного комплекса (АПК), развитие межотраслевой кооперации уже привело к тому, что в структуре АПК развитых стран все время растет доля третьей сферы и сокращается доля второй сферы. В постиндустриальных странах по стоимости продукции эти три сферы ныне сочетаются в пропорции 1:2:7. Вот почему о сельском хозяйстве этих стран нельзя судить только по уровню второй сферы. Достаточно сказать, что в АПК США в этой сфере занято 3 млн человек, тогда как в третьей сфере — 16 млн.

Более того, в последние десятилетия в странах Запада возник международный агробизнес, ядро которого образуют крупные ТНК, контролирующие производство и сбыт продуктов питания. Среди ста самых крупных из них — более 40 американских и более 30 западноевропейских (например, швейцарская «Нестле», голландская «Юнилевер»).

Совсем иную картину представляет собой сельское хозяйство развивающихся стран. Прежде всего оно внутренне более неоднородно и включает в себя два совершенно различных сектора — традиционный и современный. Они почти не используют ни техники, ни минеральных удобрений. Преобладает примитивное мотыжное земледелие, зависящее в первую очередь от затрат живого труда. В таких хозяйствах, как правило, нет специализации. Крестьяне возделывают те продовольственные культуры — зерновые, зернобобовые, клубнеплоды (батат, маниоку, ямс), которые составляют основу их питания и дают самые «дешевые» калории. Именно в этом секторе из-за роста населения и усиления его давления на пашню сохраняется допотопное и экологически пагубное подсечно-огневое земледелие. К тому же система наследования земли приводит к все большему дроблению наделов и увеличению беднейших безземельных или почти безземельных хозяйств; их нередко называют маргинальными, т. е. находящимися на обочине прогресса. Проводившиеся в большинстве стран аграрные реформы далеко не везде изменили общую ситуацию, слабо повлияв на интенсификацию и повышение товарности сельскохозяйственного производства.

5. Возможен ли единый тип сельского хозяйства для всех стран?

Ответ:

Единый тип сельского хозяйства для всех стран невозможен. Это объясняется разными типами почв, климатическими условиями, экономическим подходом к ведению сельского хозяйства.

От теории к практике

Нанесите на контурную карту все страны, перечисленные в тексте параграфа. Укажите их сельскохозяйственную специализацию. Сформулируйте вывод о влиянии природного фактора на специализацию сельского хозяйства.

Ответ:

Вывод:

Природные условия являются важным, постоянно действующим фактором территориальной организации сельского хозяйства, оказывающим влияние на эффективность производства. В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства. Из отраслей животноводства наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (отдельные направления овцеводства, скотоводства; оленеводство и др.).

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры — одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

Это интересно: что представляет из себя профессия филолога?

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Это интересно: что это за профессия — таможенное дело?

Роль родителей

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность. Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Это интересно: патологоанатом – кто это, специфика работы.

Брак и дети

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант — это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Интересно знать: Кто такоей гуманитарий?

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор, который вы делаете на своём профессиональном пути.

Это интересно: государственное и муниципальное управление – кем потом работать?

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Это интересно: что такое ординатура для медработников, сколько она длится?

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора. Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе. Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере карьеры. Профессиональный выбор — это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере — это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий. Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, — это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии — это личный выбор.

Личный план — это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера — это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

 Факторы влияющие на здоровье

Состояние здоровья влияет на самочувствие человека, его физическую, социальную и трудовую активность. От этого зависит качество жизни и уровень общей удовлетворенности. В настоящее время считается, что общее здоровье складывается из нескольких компонентов: соматического, физического, психического и нравственного. Оно формируется под действием ряда внешних и внутренних факторов, которые могут оказывать благотворное или негативное влияние. Поддержание высокого уровня здоровья общества является важной государственной задачей, для выполнения которой в РФ вырабатываются особые федеральные программы.

Основные факторы, влияющие на здоровье человека

Все важные для формирования и поддержания здоровья человека факторы можно разделить на 4 группы. Они были выделены экспертами ВОЗ еще в 80х годах ХХ века, и современные исследователи придерживаются той же классификации.

  • социально-экономические условия и образ жизни индивидуума;
  • состояние окружающей среды, в том числе и взаимодействие человека с разнообразными микроорганизмами;
  • генетические (наследственные) факторы – наличие врожденных аномалий, конституциональные особенности и предрасположенность к определенным болезням, возникшие во время внутриутробного развития и в течение жизни мутации;
  • медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Соотношение этих факторов зависит от пола, возраста, места проживания и индивидуальных особенностей человека. Тем не менее существуют среднестатистические показатели их влияния на формирование здоровья. Согласно данным ВОЗ, наибольшее воздействие оказывают образ жизни (50–55%) и состояние окружающей среды (до 25%). Доля наследственности составляет около 15–20%, а медицинского обеспечения – до 15%.

Образ жизни включает в себя степень физической активности человека и наличие вредных привычек. Сюда относят также характер организации труда и отдыха, приверженность к соблюдению распорядка дня, продолжительность ночного сна, культуру питания.

Факторы окружающей среды – это природные и антропонозные (создаваемые людьми) условия в месте постоянного проживания, отдыха или работы человека. Они могут носить физическую, химическую, биологическую и социально-психологическую природу. Их влияние может быть небольшим по интенсивности и постоянным или же кратковременным, но мощным.

Физические факторы

Температура, влажность воздуха, вибрация, радиация, электромагнитные и звуковые колебания – это основные физические факторы, влияющие на здоровье. В последние десятилетия все большее значение придается электромагнитному излучению, ведь человек испытывает его действие практически постоянно. Существует естественный фон, не представляющий опасности для здоровья. Он образуется в результате солнечной активности. Но технический прогресс приводит к так называемому электромагнитному загрязнению окружающей среды.

Волны разной длины испускаются всеми бытовыми и производственными электроприборами, микроволновыми (СВЧ) печами, мобильными и радиотелефонами, физиотерапевтическими приборами. Определенное влияние оказывают также линии электропередач, внутридомовые электросети, трансформаторные станции, городской электротранспорт, станции (передатчики) сотовой связи, телевизионные вышки. Даже постоянное действие среднего по интенсивности однонаправленного электромагнитного излучения обычно не приводит к значительным изменениям в организме человека. Но проблема заключается в количестве окружающих городского жителя источников такого излучения.

Массированное суммирующееся влияние электроволн вызывает изменение функционирования клеток нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной систем. Существует мнение, что увеличение в обществе количества нейродегенеративных, онкологических и аутоиммунных заболеваний связано в том числе и с действием этого физического фактора.

Немаловажен и радиационный фактор. Все живые существа на Земле постоянно подвергаются действию естественного радиационного фона. Он образуется при выделении радиоизотопов из различных пород и их дальнейшей циркуляции в пищевых цепочках. В дополнение к этому современный человек получает лучевую нагрузку при регулярных рентгенологических профилактических обследованиях и при рентгентерапии некоторых заболеваний. Но иногда он не подозревает о постоянном действии радиации. Так бывает при употреблении в пищу продуктов с повышенным количеством изотопов, проживании в зданиях из стройматериалов с высоким радиационным фоном.

Радиация приводит к изменению генетического материала клеток, нарушает работу костного мозга и иммунной системы, негативно сказывается на способности тканей к регенерации. Ухудшается функционирование эндокринных желез и эпителия пищеварительного тракта, появляется склонность к частым болезням.

Химические факторы

Все попадающие в организм человека соединения – это химические факторы, влияющие на здоровье. Они могут проникать с пищей, водой, вдыхаемым воздухом или через кожу. Негативное влияние могут оказывать:

  • синтетические пищевые добавки, улучшители вкуса, заменители, консерванты, красители;
  • бытовая и автохимия, стиральные порошки, средства для мытья посуды, освежители воздуха в любой форме;
  • дезодоранты, косметика, шампуни и средства для гигиены тела;
  • лекарственные препараты и БАД;
  • содержащиеся в продуктах питания пестициды, тяжелые металлы, формальдегид, следы добавок для ускорения роста скота и домашней птицы;
  • клей, лаки, краски и другие материалы для ремонта помещений;
  • выделяющиеся из напольных и настенных покрытий летучие химические соединения;
  • используемые в сельском хозяйстве препараты для борьбы с вредителями и сорняками, средства для избавления от комаров, мух и других летающих насекомых;
  • табачный дым, который может попасть в легкие даже некурящего человека;
  • загрязненные промышленными отходами вода и воздух, городской смог;
  • дым от горящих свалок и сжигаемых листьев с городских деревьев (которые накапливают тяжелые металлы и другие продукты из выхлопных газов).

Химические факторы, влияющие на здоровье, особенно опасны при склонности к накоплению в организме. В результате у человека возникает хроническая интоксикация с поражением периферических нервов, почек, печени и других органов. Меняется работа иммунной системы, что приводит к повышению риска развития бронхиальной астмы, аутоиммунных и аллергических заболеваний.

Биологические и социально-психологические факторы

Большинство людей придает повышенное значение роли микроорганизмов в поддержании достаточного уровня здоровья. Для уничтожения патогенных (болезнетворных) бактерий некоторые люди используют для повседневной уборки помещения и мытья посуды дезинфицирующие средства, тщательно обрабатывают руки и даже принимают с профилактической целью антибактериальные препараты. Но такой подход является неверным.

Человек постоянно контактирует с огромным числом микроорганизмов, причем далеко не все из них представляют опасность для здоровья. Они обнаруживаются в почве, воздухе, воде, на продуктах питания. Некоторые из них даже обитают на коже человека, в его ротовой полости, влагалище и внутри кишечника. Помимо болезнетворных (патогенных) бактерий, существуют условно-патогенные и даже полезные микробы. Например, влагалищные лактобактерии помогают поддерживать необходимый кислотный баланс, а ряд бактерий в толстом кишечнике снабжают организм человека витаминами группы В и способствуют более полному перевариванию пищевых остатков.

Постоянное взаимодействие с разнообразными микроорганизмами оказывает тренирующее действие на иммунную систему, поддерживая необходимую напряженность иммунного ответа. Бесконтрольный прием антибактериальных средств, использование несбалансированных диет и приводят к нарушению нормальной микрофлоры (дисбактериозу). Это чревато активацией условно-патогенных бактерий, формированием системного кандидоза, развитием кишечных расстройств и воспаления стенки влагалища у женщин. Дисбактериоз также приводит к снижению иммунитета и повышает риск развития аллергических дерматозов.

Большую роль играют также социальные и психологические факторы, влияющие на здоровье. Стрессовые ситуации поначалу приводят к мобилизации организма с активацией симпатической нервной системы и стимуляцией работы эндокринной системы. В последующем происходит истощение адаптационных возможностей, а неотреагированные эмоции начинают преобразовываться в психосоматические заболевания. К ним относят бронхиальную астму, язву желудка и 12-перстной кишки, дискинезии различных органов, мигрень, фибромиалгию. Снижается иммунитет, накапливается усталость, падает продуктивность работы головного мозга, обостряются имеющиеся хронические болезни.

Поддержание здоровья – это не просто устранение возникающих симптомов и борьба с инфекцией. Важны профилактические осмотры, правильное питание, рациональная физическая нагрузка, грамотная организация рабочего места и зоны отдыха. Необходимо воздействовать на все факторы, влияющие на здоровье. К сожалению, одному человеку не под силу радикально изменить состояние окружающей среды. Но он может улучшить микроклимат своего жилища, тщательно выбирать продукты, следить за чистотой потребляемой воды и снизить повседневное применение загрязняющих природу веществ.

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *