Как проверить реле на работоспособность

При внешнем осмотре реле обращают внимание на:

а) маркировку (обозначение типа реле, данные обмотки, дату изготовления);

б) отсутствие механических повреждений и следов коррозии;

в) состояние контактных пружин;

г) степень механического, химического (коррозия) и электрического (эрозия) износа контактов; отсутствие нагара, раковин;

д) контактное давление;

е) ход якоря и расстояние между контактами.

Испытание обмотки на обрыв производят омметром или пробником, а измерение сопротивлений изоляции — омметром или специальным устройством на неоновых лампах. Сопротивление обмоток реле колеблется от десятых долей Ома до 20 кОм. Сопротивление изоляции между обмоткой и корпусом должно быть не менее 100 МОм, а между каждой парой незамкнутых плоских пружин, между каждой пружиной и корпусом — значительно выше.

При более строгой проверке и выборе реле интересуются, кроме того, током, потребляемой мощностью, временем и ампервитками срабатывания, временем отпускания, переходными сопротивлениями замкнутых контактов, максимально допустимым током через контакты, сопротивлением обмоток и другими входными и выходными параметрами реле.

При испытании и использовании электромагнитных реле следует учитывать, что величины тока и напряжения на контактах не должны превосходить значений, указанных в их паспортных данных.

Током срабатывания называют наименьший ток, при котором реле надежно, замыкает или размыкает контакты.

Мощность срабатывания — это наименьшая мощность, которую необходимо подвести к реле (от управляющей цепи) для надежного скачкообразного изменения состояния цепей, которыми управляет данное реле.

Время срабатывания — промежуток времени от момента подачи управляющего сигнала до момента замыкания или размыкания контактов. По времени срабатывания реле разделяются на замедленные, нормальные и быстродействующие.

Время срабатывания (сек) реле можно определить по формуле:

tср = L/R • ln I/I-Iср,

где L — индуктивность обмотки при отпущенном якоре, Гн

R — сопротивление цепи обмотки реле, Ом;

I — установившееся значение тока в обмотке, Л;

Iср — ток срабатывания, А.

Ампервитки срабатывания —это произведение тока срабатывания на число витков обмотки.

Время отпускания — промежуток времени от момента прекращения действия управляющего сигнала до момента размыкания или замыкания контактов.

Сопротивления между контактами при замыкании пластин должны быть возможно меньшими, так как увеличение переходных сопротивлений контактов вызывает их перегрев, приваривание контактов друг к другу, уменьшение механической прочности материала контакта и выход из строя.

Сопротивление контакта, складывающееся из переходного сопротивления между двумя контактирующими поверхностями, сопротивления материала контакта и сопротивления пленок, образующихся на поверхности контактов, определяют по формуле:

Rk = k1 / Pкк2

где к1 = 0,06 — 0,28 — коэффициент, зависящий от материала и формы контакта;

к2 — коэффициент, равный 0,5 для точечных контактов, 0,5 — 0,7 — для линейных и 1,0 для плоских контактов;

Рк — контактное давление.

Точечные и двойные точечные контакты применяют в цепях малой и средней мощности, а плоскостные — в цепях средней и большой мощности.

Сокращенные обозначения наиболее распространенных типов реле расшифровываются следующим образом:

МКУ — многоконтактное круглое унифицированное, РДЧГ — реле двухкатушечное чувствительное герметичное, РКВ — реле круглое, вибратор, РКМ — реле круглое малогабаритное,

РКМП — реле круглое малогабаритное (для) полевых (условий), РКН — реле круглое нормальное, РКП — реле круглое (для) переменного тока, РКС — реле круглое сильноточное, РМУ — реле малогабаритное управляющее, РМУГ — реле малогабаритное управляющее герметичное, РП — реле поляризованное, РПН — реле плоское нормальное, РСМ — реле слаботочное малогабаритное, РЭС-6 — реле электромагнитное слаботочное, РЭС-15 — реле электромагнитное (миниатюрное постоянною тока) слаботочное (с одним переключающим контактом).

В последнее время широкое применение получили реле с магнитоуправляемыми контактами (РЭС). Как и другие аналогичные устройства, они предназначены для коммутации цепей постоянного и переменного тока. Из реле типов РЭС42, РЭС43, РЭС44, РЭС55А и РЭС55Б, содержащих от одной до трех магнитоуправляемых контактных групп, наименьшими напряжениями срабатывания (2,8 и 3,0 В) обладают соответственно реле типов РЭС43 (номер паспорта РС4569201) и РЭС44 (номер паспорта РС4569251). Напряжение отпускания этих реле равно 0,5 В. Наибольшими значениями напряжений срабатывания и отпускания (примерно равными 14 и 2,5 В) характеризуются реле типов РЭС44 (номер паспорта РЭС569252) и РЭС43 (номер паспорта РС4569202).

Масса реле типа РЭС55, содержащего одну переключающую контактную группу, не превышает 6 г. Наиболее чувствительными из них являются реле РЭС55А (номера паспортов РС4569610 и РС4569605) и реле РЭС55Б (номера паспортов РС4569635 и РС4569630).

Для многих автовладельцев реле оказывается весьма непонятной вещью. От его неисправности может зависеть отказ различного оборудования, поэтому необходимо знать, как проверить работоспособность реле.

Чтобы понять принцип работы этого устройства, стоит почитать очень подробную статью Как работают реле в автомобиле. Если кратко: внутри корпуса реле установлен маленький электромагнит. При подаче напряжения на его контакты, он притягивает перемычку, и она замыкает контакты силовой линии – оборудование включается. Исходя из этого, существуют определенные неисправности реле, которые могут привести его отказу.

При диагностике неисправностей какого-либо оборудования, подключенного через реле, нужно проверить, работает ли оно. В современных автомобилях реле устанавливаются в монтажные блоки, поэтому будет отталкиваться от этого. Если у вас «отдельно стоящее» реле, принципы проверки такие же.

Проверяем присутствие питания на управляющих контактах

При наступлении определенных условий, необходимых для включения оборудования, запитанного через реле (например, включения фар из салона), реле должно щелкнуть. Если щелчок есть, то сразу переходим к следующему разделу статьи про силовые контакты. Если щелчка нет, нужно проверить наличие напряжения на управляющих контактах. Определить наличие напряжения можно обычной контрольной лампочкой или мультиметром. Причем мультиметр способен показать низкое напряжение, которое лампочка «не заметит».

Чтобы померить напряжение на контакте реле, в некоторых случаях достаточно слегка вытянуть его из гнезда монтажного блока и прикоснуться щупом контрольной лампы или мультиметра к одному из управляющих контактов. Второй щуп соответственно нужно прислонить к металлу кузова. Однако надежнее и легче вытащить реле полностью и вставить щуп в нужное гнездо блока.

Если ни на одном управляющем контакте напряжения нет, значит, реле не включится и скорее всего в отказе оборудования виновато не оно. Нужно искать причину, по которой ток не приходит на реле.

Чтобы магнит, находящийся внутри реле сработал, кроме «плюса», должна быть еще и «масса», то есть соединение с кузовом. Проверить ее наличие можно той же «контролькой». Один щуп лампы поставьте на плюсовую клемму аккумулятора, а второй – в «массовое» гнездо монтажного блока. Только не соединяйте данные места обычным проводом – это приведет к короткому замыканию! Лампочка или мультиметр исключат эту опасность и покажут есть ли массовое соединение в соответствующем гнезде.

Проверяем наличие напряжения на силовых контактах реле

Если реле щелкает, значит, управляющая электрическая цепь исправна, магнит срабатывает и перемычка двигается. В этом случае нужно проверить наличие напряжения на силовых контактах реле. На одном контакте напряжение есть всегда, а на втором должно появляться при включении реле. При выключенном оборудовании, подключенном через проверяемое реле, найдите силовой контакт, находящийся под напряжением. Для этого вставьте щуп контрольной лампы или мультиметра в соответствующее гнездо монтажного блока, а второй конец – к кузову автомобиля.

Если ни на одном силовом контакте напряжения нет, значит, силовая линия неисправна и реле так же ни при чем. Причины отказа силовой линии могут быть разными, но для начала стоит проверить предохранитель. Если же на одном из силовых контактов реле напряжение присутствует, то при включенном реле (реле щелкнуло, на управляющих контактах есть напряжение), напряжение должно быть и на втором силовом контакте.

Если реле включено, а напряжение есть только на одном силовом контакте, значит, ток не проходит через контактную группу реле. Происходит это, как правило, из-за обгорания контактов перемычки, замыкающей силовую электролинию. Подобное реле проще заменить новым, так как разбирать данную конструкцию и пытаться зачистить перемычку достаточно сложное и ненадежное занятие. Тем более, что стоимость большинства реле невысока.

Как проверить автомобильное реле своими руками

Перестал работать стартер, бензонасос, подогрев стекла или другое оборудование автомобиля? Одна из причин неисправности может быть в реле. Рассмотрим, как можно самостоятельно проверить реле при помощи мультиметра.

Схема включения 4-х и 5-ти контактного реле:

Мы знаем, что принцип реле основан на замыкании контактов под действием электромагнитной силы, возникающей в катушке при прохождении через нее тока. Поэтому, чтобы проверить реле необходимо:

  1. Подать напряжение 12 В (например, от аккумулятора или блока питания) на выводы обмотки катушки реле (управляющие контакты 85 и 86).
  2. Измерить сопротивление между силовыми выводами (30 и 87).

Если реле исправно, то будет щелчок и сопротивление станет близким к нулю (бесконечно малым). В противном случае реле неисправно и его необходимо заменить.

У 5-ти контактного реле контакты 30 и 88 должны быть сомкнуты, а при подачи напряжения на управляющие контакты (85 и 86) должны размыкаться. В противном случае реле неисправно.
Все контакты реле подписаны. Силовые контакты реле обычно имеют желтоватый оттенок.
Процесс проверки реле также представлен на видео:
А Вам приходилось проверять реле самому? Кстати, а Вы знаете, как найти обрыв проводки или короткое замыкание?

Приходилось ли Вам проверять реле самостоятельно?

Ключевые слова:

  • диагностика автомобиля своими руками

igortimofeev ›
Блог ›
Как устроены автомобильные реле и как их проверить.

В качестве дистанционного силового коммутатора для включения таких серьезных потребители тока в автомобиле, как, вентилятор, радиатора или обогрев стекла выступает реле.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь. В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

НАПРЯЖЕНИЕ СРАБАТЫВАНИЯ :

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит.

КОММУТИРУЕМЫЙ ТОК :

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

НУМЕРАЦИЯ ВЫВОДОВ :

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

МАТЕРИАЛ И ТИП ВЫВОДОВ :

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

ПЛЮС И МИНУС ПИТАНИЯ :

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод.
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться.

ПРОВЕРКА РЕЛЕ :

Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Лекция 6. Техническое обслуживание реле и измерительных приборов трансформаторных подстанций

Общие требования. Вновь смонтированные устройства релейной защиты и приборы перед началом работы должны пройти наладку и приемные испытания. Работу по наладке, проведенную специализированной наладочной организацией, принимает местная служба релейной защиты, автоматики, измерений и телемеханики (МСРЗАИТ).

При сдаче в эксплуатацию устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей оперативному персоналу в течение 1…2 мес. передается следующая документация:

  • 1) проектная документация, скорректированная при монтаже и наладке (чертежи, пояснительная записка, кабельный журнал);
  • 2) заводская документация (инструкции, паспорта оборудования и аппаратуры и т. п.);
  • 3) протоколы наладки, испытаний, исполнительные принципиальные и монтажные схемы устройств;
  • 4) данные о выполненных уставках;
  • Б) инструкции по эксплуатации устройств для оперативного персонала, в которых сформулированы условия и порядок ввода в работу и вывода из работы устройств защиты; перечислены испытательные блоки, разъемные накладки, рубильники и т.д., которыми при этих операциях должен пользоваться оперативный персонал, порядок переключения устройств с одних трансформаторов напряжения на другие; даны указания о порядке изменения уставок соответствующих устройств в зависимости от режима работы и схемы первичных соединений; приведены порядок и сроки выполнения периодических операций контроля неисправности или опробования и т. д.

В местной службе РЗАИТ на каждое присоединение или устройство релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики, находящееся в эксплуатации, помимо указанной выше, должна быть следующая техническая документация:

  • а) паспорт-протокол устройства;
  • б) инструкции по эксплуатации для персонала МСРЗАИТ (по каждому типу устройства);
  • в) данные о селективности в виде карт, таблиц, уставок и характеристик для реальных режимов работы электростанции или электросети.

Протоколы и исполнительные схемы готовит либо наладочная организация, либо местная служба РЗАИТ, в зависимости от того, кто проводил наладку.

Все изменения в схемах действующих устройств должны быть отражены в технической документации. Паспорт-протокол — основной документ учета состояния каждого устройства релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики. Его составляют на основе данных наладки и приемных испытаний, а затем записывают результаты всех эксплуатационных проверок — как плановых, так и послеаварийных.

Данные о селективности составляют в виде карт, таблиц уставок и характеристик. Например, карта уставок по форме представляет собой упрощенную схему электрических соединений, на которой условными обозначениями показаны установленные устройства релейной защиты, автоматики с нанесением основных уставок и параметров срабатывания (токов, напряжений, сопротивлений, выдержек времени и т. д.)’.

Все перечисленные документы служат не только для оценки селективности, чувствительности и взаимодействия, в том числе и резервирования установленных устройств релейной защиты и электроавтоматики при различных нарушениях, но и для проверки допустимости того или иного режима работы оборудования и линий электропередачи по условиям принятой настройки устройств релейной защиты и электроавтоматики.

Персонал, обслуживающий аппаратуру релейной защиты и автоматики, должен помнить, что реле и вспомогательные устройства защиты, автоматики и телемеханики должны быть запломбированы, за исключением тех, характеристики которых можно изменять в зависимости от режима работы и схемы соединений. Запломбированные устройства разрешается вскрывать только работникам центральной и местной служб РЗАИТ. Изменение уставок защиты записывают в журнале уставок и учета действия защиты.

На щите управления должен находиться журнал, в котором пишут обо всех изменениях в схемах вторичных цепей, замене аппаратуры, установленной на щите управления, об изменениях характеристик реле, опробовании реле и т. п.

При неуспешном АПВ оперативному персоналу разрешается повторно включать (дистанционно, при помощи телеуправления) отключившиеся выключатели линий, шин и трансформаторов без предупреждения потребителей и осмотра оборудования. Исключение составляют линии, шины, трансформаторы, на которые может быть подано несинхронное напряжение с недопустимым толчком тока, а также отключившиеся под действием защиты от внутренних повреждений.

Дежурный персонал не должен вмешиваться в работу автоматических устройств. Только в тех случаях, когда средствами ‘автоматики не восстанавливается электроснабжение, обслуживающий персонал может вручную восстановить нормальное положение. Устройства релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичные цепи следует периодически проверять в соответствии с действующими инструкциями.

Для проверки защитных устройств составляют годовой график, который утверждает главный инженер предприятия и службы релейной защиты и автоматики. При полной проверке защиты снимают вольтамперные характеристики трансформаторов тока, выполняют наладку реле, проверяют состояние вторичных цепей.

При плановых проверках осматривают трансформаторы тока, проверяют сопротивление их изоляции и снимают характеристику намагничивания. Если при проверке вынимают встроенные трансформаторы тока, то дополнительно проверяют полярность и коэффициент на разных отпайках их обмоток.

Полярность выводов обмоток трансформаторов тока легко проверить при помощи магнитоэлектрического прибора. Характеристика намагничивания, то есть зависимость напряжения на зажимах вторичной обмотки трансформатора от проходящего по ней тока намагничивания,— это основная характеристика, определяющая исправность трансформаторов тока, а также возможность его применения в различных схемах релейной защиты. Ее снимают и сравнивают с ранее снятой характеристикой.

Для проверки коэффициента трансформации в первичную обмотку подают ток не менее 20 % номинального. Коэффициент трансформации трансформатора тока определяют как отношение первичного тока ко вторичному и сравнивают его с номинальным значением.

Регулировку и измерение токов или напряжений срабатывания и возврата мгновенных реле тока и напряжения типа РТ-40 и аналогичных им выполняют при нагрузках на контакты, соответствующих действительным условиям работы схемы защиты. Каждое измерение повторяют не менее 3 раз для определения разброса и оценки состояния подпятников. Если разброс превышает 5 % среднего значения, то необходимо проверить состояние концов оси и подпятников реле.

После проверки шкалы проверяют контакты реле на отсутствие искрения и вибрации. Для этого реле подсоединяют к нагрузке, на которую оно работает в схеме, и поднимают напряжение на 30 % выше фиксированного. Если нет вибрации или искрения контактов, то следует считать, что реле испытание выдержало.

Для проверки правильности подключения токовых цепей подают ток непосредственно в первичные обмотки трансформаторов тока. Эту проверку осуществляют после того, как завершены все работы на панели защиты и подключены все токовые цепи.

Завершающей является проверка защиты током нагрузки. Для того чтобы не отключалось оборудование, на котором установлена защита, ее выходные цепи отключают.

В объем частичных проверок входят измерение сопротивления изоляции, осмотр состояния аппаратуры и вторичных цепей, опробование действия защиты.

Сопротивление изоляции относительно земли электрически связанных цепей релейной защиты и всех других вторичных цепей Для каждого присоединения нужно поддерживать на уровне не ниже 1 МОм, а для цепей, питающихся от отдельного источника напряжением 60 В и ниже, — на уровне не ниже 0,5 МОм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *