Автоматика и телемеханика

Эксплуатационные основы систем и устройств автоматики и телемеханики: Конспект лекций

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ

АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 1

1.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

Ж.-д. транспорт России в настоящее время является основным видом перевозки людей и грузов. На его долю приходится около 80% грузооборота и более 40% пассажирооборота страны. Его история начинается с открытия в 1837 г. первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом (27 км), а в дальнейшем (в 1851 г.) первой железной дороги значительной протяженности Петербург – Москва (650 км).

На сегодняшний день железнодорожная сеть России состоит из совокупности однопутных и многопутных линии общей протяженностью 86 тысяч км (2000 г.) и раздельных пунктов (в частности – станций). В организационном плане эта сеть подразделяется на дороги, дороги – на отделения дорог, а отделения – на диспетчерские участки. Погрузка-разгрузка, формирование-расформирование составов, прицепка-расцепка локомотивов, перевозка грузов, их хранение, обслуживание пассажиров и т.д. и т.п. составляют эксплуатационную работу ж.-д. транспорта.

Она оценивается количественными, качественными и экономическими показателями. К количественным показателям относятся: грузооборот ГО (т·км), пассажирооборот ПО (пассажиро·км), объем перевозок в приведенных т·км (обычно за год), который подсчитывается по формуле ОП = ГО + k·ПО, где k – коэффициент перевода пассажиро·км в т·км, и грузонапряженность (т·км на 1 км эксплуатационной длины) Г = ОП/LЭКС.

К качественным показателям относятся: производительность подвижного состава (вагона в четырехосном исчислении, т·км/сутки нетто; локомотива, т·км брутто), оборот подвижного состава (вагона, время от одной погрузки до следующей; локомотива, время от одной выдачи из депо под поезд до следующей выдачи) и скорость движения и доставки грузов. Различают скорости: техническую (без учета стоянок на промежуточных станциях, км/ч), участковую (с учетом стоянок, км/ч) и маршрутную (от начального до конечного пункта, км/сутки).

К экономическим показателям относятся: производительность труда ПТ = ОП/ЧЭ, где ЧЭ – численность эксплуатационного штата, себестоимость перевозок С = Э/ОП, где Э – эксплуатационные расходы, прибыль П = Д – Э, где Д – общая сумма доходов.

Улучшение показателей работы ж.-д. транспорта достигается при увеличении скоростей движения поездов, пропускной и провозной способности железнодорожных линий. Пропускная способность есть наибольшие размеры движения (в поездах или вагонах), которые могут быть выполнены на линии в течение определенного периода (суток или часа) в зависимости от имеющихся устройств, типа и мощности тяговых средств, рода вагонов и способа организации движения (типа графика). Провозная способность есть возможные размеры грузовых перевозок, выраженные в миллионах тонн груза, которые могут быть выполнены на данной линии в течение года.

Эксплуатационная работа ж.-д. транспорта, как любой трудовой процесс, включает в себя три взаимосвязанных между собой цикла: планирование (П), реализацию плана (Р) и статистику (С). Основу цикла П составляет перспективный план перевозок ОАО «РЖД», с учетом которого разрабатываются планы формирования-расформирования поездов и график движения поездов, определяющие в дальнейшем деятельность всех подразделений ж.-д. транспорта. Цикл Р осуществляется командным составом, стоящим из оперативно-распорядительных отделов ОАО «РЖД», дорог, отделений дорог, диспетчеров (ДНЦ), дежурных по станциям (ДСП) и других причастных к этому работников, с использованием соответствующих технических средств. Цикл С предназначен для сбора сведений о выполнении плана и сопутствующих ему учетных данных с целью оперативного изменения плана или составления нового. От правильной взаимосвязи этих важнейших элементов, степени их автоматизации и механизации в значительной мере зависят качество и уровень эксплуатационной работы ж.-д. транспорта.

1.2. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Рассмотрим реализацию намеченного плана в виде выполнения графика движения поездов на отдельном диспетчерском участке. Согласно ПТЭ на российских железных дорогах любое движение состава предполагает обеспечение какими-либо средствами свободности путевых участков в границах передвижения, исключения всякого рода враждебных передвижений, а в пределах станций дополнительно установку стрелок в нужное положение, после чего – подачу машинисту локомотива сигнала, разрешающего движение с определенной скоростью. Установленный при этом путь следования называется маршрутом. Различают маршруты приема, отправления, сквозного пропуска, передачи состава из одного парка станции в другой, маневровые и др. Реализация множества безопасных передвижений по различным маршрутам обеспечивается процессом оперативного управления.

Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте

Принято считать, что железнодорожный транспорт — становой хребет государства. Продолжая эту мысль, можно утверждать, что системы и средства автоматики, телемеханики и связи — это нервная система железнодорожного транспорта. Нарушение любого самого простого элемента этой системы приводит к остановке движения, к снижению безопасности на транспорте. Именно этим объясняется роль и значение специалиста с высшим образованием в этой сфере деятельности.

В перечень изучаемых устройств входят как простейшие из них (реле, светофоры, трансформаторы, стрелочные переводы, рельсовые цепи, транзисторы, интегральные микросхемы), так и системы управления движением на станциях, на перегонах (между станциями). На смену системам релейным идут электронные и цифровые системы телеуправления и контроля. На этой же специальности изучают: системы диагностики подвижного состава на ходу поезда, автоматическую локомотивную сигнализацию, системы автоматического управления тормозами и многое другое. В настоящее время внедряются автоматизированные рабочие места, которые позволяют вести дистанционный мониторинг состояния станционных путей, перегонных светофоров, устройств электропитания, находясь за экраном компьютера. Все эти устройства состоят из тысяч электронных элементов, объединенных вместе и решающих нужную задачу, поэтому знания электроники и вычислительной техники просто необходимы.

Где ты будешь работать?

В управлениях, отделениях железных дорог; В дистанциях сигнализации и связи; В вычислительных центрах дорог; В подразделениях электросвязи («Ростелеком», «Транстелеком»); В научно-исследовательских и проектных институтах. конструкторских бюро; В средних и высших учебных заведениях.

Кем ты будешь работать?

Старшим электромехаником, электромехаником радиосвязи, электромонтером АТС; Главным инженером, зам. главного инженера, старшим инженером, инженером служб; Начальником, ведущим инженером, инженером проектных организаций, НИИ; Начальником службы, зам. начальника (ШЧ, НИС, дистанции сигнализации и связи).

Чем ты будешь заниматься?

Обслуживанием технических средств систем железнодорожной автоматики и телемеханики, связи автоматизированных систем управления; Организацией работы служб, дистанций, отделов сигнализации и связи железных дорог; Организацией работы персонала обслуживающего устройства сигнализации и связи и вычислительной техники; Проектированием, строительством, эксплуатацией, ремонтом систем железнодорожной связи (общетехнологическая и оперативно-технологическая связь на основе единой цифровой платформы, использующей современные цифровые автоматические станции и волоконно-оптические, кабельные, спутниковые, радио и другие каналы связи); Обеспечением телефонной, телеграфной, факсимильной передач данных, видеосвязь и т.д.; Разработкой, проектированием и эксплуатацией устройств и систем железнодорожной автоматики, телемеханики, связи, микропроцессорных, информационных и управляющих систем; Эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтов устройств автоматики, телемеханики и связи железнодорожных станций, предприятий и метрополитенов, а также работать по специальности практически во всех отраслях народного хозяйства; Разработкой методов и средств повышения надежности и долговечности систем обеспечения движения поездов; Разработкой проектной и нормативно — технической документации; Изготовлением, сборкой и испытанием систем обеспечения движения поездов.​

Твоя профессия:​

Специалист по автоматике и телемеханики пользуется большим спросом на рынке труда, ежегодно количество заявок от предприятий превышает количество выпускников, которые работают на всей сети железных дорог Российской Федерации от Калининграда до восточной Сибири. Ты будешь получать хорошую стабильную зарплату и будешь востребован не только на железнодорожном транспорте.​

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *